Урок 14. Соммэр "Мораль XXI века".
"Что мешает следовать законам морали"
Люди живут в обществе, которое требует соблюдения определенных норм. Многие эти нормы не соблюдают и поступают аморально. Раздумывая над тем почему они так поступили, говорят о том, что к этому привели внешние обстоятельства или социальное положение. Соммэр считает, что дело в путанице: истинное добро заменяется удовольствием. Человек в погоне за удовольствием совершает не благие поступки, поступает аморально. При этом в сердце он может быть хорошим человеком и быть уверенным в правильности своих намерений. Невозможно быть моральным и иметь злые намерения.
Соммэр разграничивает понятия хорошего и добродетельного человека. Он говорит о том, что быть хорошим можно спонтаннно, но чтобы стать добродетельным нужно прикладывать много усилий.
Порочные и подлые поступки встречаются так часто, потому что люди выбирают путь наименьшего сопротивления, короткую дорожку к минутным удовольствиям. Общество порицает такие поступки, но какого-то сурового наказания для них нет.
Мораль - это просто свод правил принятый в социуме и многие считают его весьма формальным. Для людей это что-то вроде необходимости, обязательства, но этим можно пренебречь в угоду развлечениям. Это мораль основанная не на внутренней природе человека, а на социальных устоях. К тому же такая мораль меняется от социума к социуму и с течением времени тоже меняется. Люди не видят выгоды, которую они получат сохраняя моральные принципы.
И это ведёт к тьме и невежеству.
1. Мы живём в эпоху толп.
Толпы встречаются всюду: на стадионах, в метро, в автобусах, на концертах. Даже зрители, которых по ТВ пичкают одной и той же информацией тоже являются толпой. Потому что у них одна информационная повестка, один информационный фон, они объединены в толпу по этому признаку несмотря на то, что находятся далеко друг от друга. Стремление жить в больших городах. перенаселенность мегаполисов тоже давит на человека и заставляет его стремиться быть таким же как все. Толпа лишена индивидуальных моральных качеств, у неё есть нечто вроде коллективной души.
Цитата из книги Гюстава ЛеБона "Психология толп": ."..каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовалось нечто вроде коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из этих людей в отдельности".
В толпе человек теряет свою идентичность. Если он будет слишком броским. будет каким-то образом выделяться из толпы, он рискует получить неодобрение и тогда будет чувствовать себя изгоем. А в толпе ему больше не нужно стремиться работать над собой, работать над личными моральными качествами, быть нравственным. Более того растворяясь в толпе у человека исчезает чувство личной ответственности. При этом в толпе он так же может скрыть все свои недостатки и почувствовать свою силу и значимость, растворяясь в этой коллективной душе.
Человек может и не стать частью толпы даже находясь в толпе. но для этого он должен быть осознанным и понимать механизмы толпы.
2. Безумие современной жизни.
Определение слова безумие из словаря: «Процесс, при котором сознание индивида или коллектива людей изменяется так, что поведение становится противоположным тому, что можно ожидать от человека»
Мы живём в безумное время и безумной жизни. Мы - люди - не пытаемся раскрыть свой потенциал, вместо этого занимаясь разным непотребством. Считается, что мы - цивилизация, венец творения, но такое впечатлени создается по отдельным успехам в области покорения космоса, например, или из-за научных открытий. В повседневной жизни же мы ведём себя как дикари или как дети, бегая и воюя друг с другом, пытаясь добиться материальных благ и удовольствий.
Нам ежедневно поступают потоки информации, под которыми теряется индивидуальное и нравственное "я" человека. Информация не воспринимается осознанно, не человек распоряжается информацией доносимой до него, а информация распоряжается человеком. И чем больше информации тем хуже мы анализируем. Информация управляет нами, заставляет поступать так или иначе, мы становимся зависимы от неё. Всё это уводит нас дальше и дальше от нашей сущности. И человек превращается в робота, который подчиняется транслируемым нормам: подчиняться, быть как все, потреблять.
У разных людей может быть разная мораль, но все люди запрограммированы покупать одни и те же товары.
Нейроны нашего мозга перенасыщены информацией и лавина из рекламы, пропаганды, новостей проникает в наше подсознание завладевая нами. В результате мы живем механически и импульсивно, заблокировав своё высшее "я" и забыв про этические нормы.
Цитата: "Стадный инстинкт не только заставляет людей присоединяться к толпе, но и отнимает у них индивидуальный разум, чтобы затем подключить их к «общему разуму», или коллективной душе вида. Поэтому всё реже встречается свобода мыслей и идей и допускаются лишь определенные суждения, соответствующие нынешним идеологиям, которые подобны каплям, падающим в море".
Соммэр говорит о том, что телевидение и реклама направлены на до, чтобы управлять человеком и человек забывает о своём предназначении, начинает только потреблять, быть среднестатистическим жителем без амбиций и желаний к духовному росту. Витрина потребительских товаров становится всё богаче и богаче и невозможность обладать всем приводит человека к депрессии. Большинство самоубийств вызваны именно депрессиями.
Мода тоже заставляет людей стремиться к погоне за определенными тряпками. Люди не в силах больше сопротивляться культу денег, потребительству, пропаганде, наркотикам, азартным играм - всё это чувственные наслаждение.
Все чувственные наслаждения имеют одну общую черту: завладев чем-то или испытав что-то человек получает кратковременное удовольствие, а затем он чувствует себя несчастным и начинает вновь гнаться за новой дозой этого удовольствия.
3. Ошибки системы образования.
Соммэр говорит о том, что нынешняя система образования не заинтересована в воспитании полноценных личностей. Образование программирует людей создавая слуг системы. Тех, кто будет поддерживать существующую систему, будет помогать ей функционировать.
Обучение ведётся в авторитарном стиле, когда у маленького человека очень мало возможностей и много обязанностей. Он обязан повторять, запоминать, слушать, воспроизводить и не сомневаться в качестве подаваемого материала.
Когда человек не размышляет над информацией, которая поступает ему в мозг, не пропускает её через своё "я" эта информация подобна гипнозу. Она подчиняет мозг и действует на подсознание.
Так же когда человек обучается любой профессии он получает навыки и знания, которые никак не развивают его настоящее "я". Чтобы стать полноценной личностью, жить в гармонии и счастье, состояться в жизни, необходимо , чтобы информация проходила фильтр высшей духовной основы человека. Профессиональная же информация автономна и оторвана от этой внутренней сущности. Человек - не инженер, он имеет профессию инженера. Не учитель - он имеет эту профессию. Поэтому профессиональные навыки часто не характеризуют то какой этот человек по своим моральным и нравственным качествам.
Современное обучение не имеет эффективных методик где понимание стояло бы выше запоминания. люди становятся просто хранилищами информации. И чем более авторитетный учитель тем меньше положено сомневаться в его словах, меньше над ними размышлять, принимая за аксиому.
Знакомясь с человеком мы интересуемся кто он по профессии и какое у него образование и начинают судить его и общаться с ним отталкиваясь от этого. Моральные же его качества мы можем узнать лишь попрошествии времени, а ведь именно они по настоящему важны.
Также современное обучены не воспитывает характер и волю, оно не индивидуально и не учитывает психологических проблем обучаемых. Так зачастую способный ученик опасается отличаться от посредственных одноклассников и выражать своё мнение. Обучение не учит познаванию самого себя, раскрытию своей личности, мало касается моральных качеств.
4. Субъективное восприятие ценностей.
Мы живём в мире, где большинство воспринимают мораль субъективно. "Хорошо" - это то, что приносит удовольствие конкретному субъекту, а "плохо" - то, что несёт страдания. Каждый трактует этические и моральные принципы отталкиваясь от своей "испорченности". Понятия греха становятся размытыми, всё больше льного становится нормой. Нажравшийся пьянчуга получает удовольствие от того, что творит дичь и он думает, что это хорошо. Бертран Рассел в своей работе по субъективизму не стесняясь говорит: что является моралью для одного не является моралью для другого. Ада для грешников не существует, потому что грех - субъективное понятие.
С таким подходом неудивительно что мы катимся в аморальную бездну. Потребительство, наркомания, беспорядочный с.екс вместо настоящих ценностей, удовольствий и любви, вот что распространено в обществе. А если человек ведёт себя в соответствии с моральными нормами, он делает это из страха наказания, а не по внутреннему порыву.
Для того чтобы изменить такое положение дел необходима индивидуальная работа по взращиванию универсальных моральных ценностей. Работа над собой и осознание, что именно это приведёт к высшему счастью и гармонии, к обретению человеком самого себя. Гужно работать над своей духовностью. Под духовностью Соммэр понимает практику высших человеческих добродетелей.
А когда человек выкручивает мораль под свои интересы, он не получает от жизни удовлетворения, он начинает бегать по кругу со своими субъективными понятиями о морали и каждый круг всё дальше удаляет его от своей настоящей сущности, делает его несчастным.
Нужно ценить честный труд, дружбу, альтруизм, доброту, любовь, семью. Эти традиционные ценности действительно важны. Но взращивать в себе моральные качества - сложно, это требует усилия. В то время как развращаться, деградировать и катиться вниз просто. Неудивительно, что большинство людей выбирают второе.
Вместо того чтобы следовать за исключительным людьми, типа. ДаВинчи, Пифагора, Шекспира, люди создают себе кумиров из слабых несчастных запутавшихся людей без моральных ценностей. А те, кто избрал духовный путь вызывают у людей подозрение, потому что не следуют эгоистичным порывам и не гонятся за материальными благами.
5. Низкий уровень эволюции человека.
Соммэр считает, что человечество на данном этапе прошло недостаточный эволюционный путь. Сознательному человечеству 30000 лет и это по мнению автора малый срок. Люди как приняли допущение Аристотеля о том, что мораль для каждого своя, так и бегают с этим понятием - каждый подгоняет мораль под себя.
Люди считают, что интеллект делает их особенными, что это главная ценность нашей цивилизации. При этом интеллект рассматривается в отрыве от моральных ценностей, от сознания. Под сознанием Соммэр понимает способность быть сознательным на высшем уровне. Он считает что в обычной жизни мы не бодрствуем, а живём в дрёме управляемые желаниями, импульсами, информацией, которую в нас вдолбили. Всё это происходит в отрыве от нашего сознания. И преодолеть дрёму является задачей каждого человека. Тогда человек начнёт интенсивно бодрствовать, что позволит прокачивать своё сознание, тогда сознание эволюционирует и в этом и есть смысл существования.
Соммэр говорит о том, как было бы классно, если бы руководящие посты занимали люди с высоким уровнем сознания, а людям с низким уровнем сознания помогали бы его развивать. Тогда бы не было такого, что обладающие интеллектом, но без моральных устоев бегали бы с ядерными ракетами угрожая разорвать в клочья всё живое. Соммэр говорит о том, что люди рождаются незавершенными духовно и их главная цель - завершить себя. поработать над собой. Сознательные люди не могут наносить вред другим людям, они по определению являются моральными.
Люди настойчивы и постоянны в своих требованиях и жалобах, но когда дело доходит до того чтобы заняться своей эволюцией, они находят тысячу причин чтоб снять с себя ответственность.
6. Слабость человеческого характера.
Основными чертами сильного характера являются ответственность, воля и приемлемое поведение. С этим у людей проблемы. Молодёжь имеет слишком расплывчатые понятия о добре и зле, они не дисциплинированны и не уверены в себе, не понимают различия родей мужчины и женщины, многие неправильно воспитаны, потребляют алкоголь и наркотики. Взрослые подвержены точно тому же. Средства массовой информации колонизируют мозг людей и размывают понятия морали, навязывают неверные понятия об успехе и потребительство. Жизнь в толпах усредняет людей, диктует понятия о том, что нужно быть как все, не даёт выделяться. Всё это ведёт к слабости человеческого характера, люди не хотят работать над собой и ищут лёгкие пути, деградируют.
Соммэр выделяет следующие причины ослабляющие характер:
- Навязчивое стремление к удовольствиям
Люди вечно гонятся за кратковременными удовольствиями. Гедонизм, стремление обладания, делает их неудовлетворенными. Нам кажется, что мы в огромном супермаркете и нам нужно то и то и то и то и это тоже. Получение удовольствия рождает кратковременную иллюзию счастья, но затем требует новую дозу. А невозможность обладания всем приводит к разочарованию и депрессиям.
- Чрезмерная опека
Делает нас слабыми, неспособными самостоятельно добиваться чего-то. Люди постоянно ждут, что кто-то что-то сделает за них - родители, родственники, государство. Не получая желаемого они обвиняют окружающих, завидуют, стремятся к легким способам получения удовольствий. Всё это способствует разрушению моральных идеалов.
- Праздность и изнеженность
Когда человеку нечем заняться он тянется к легким удовольствиям, к тому, куда его подталкивает ТВ, толпа, он становитсяведомым и гонится только за получением удовольствия. Праздная жизнь делает человека слабым, он не считает, что ему нужно трудиться и работать над собой. Жизнь в современном мире делает человека малоподвижным - люди пешком перестают ходить - это тоже ведёт к ослаблению характера и изнеженности.
- Половая неопределенность
Всё смешалось: мужчины хотят рожать детей, а женщины курить сигары. В фильмах показывают как женщины и мужчины меняются местами, идёт массированная пропаганда извращенного образа жизни и половой неопределенности. Люди, которые не понимают мужчины они или женщины, не могут найти себя - безвольные и слабохарактерные.
- Малоподвижный образ жизни
Лишает человека воли, толкает его к малодушию. таки люди часто хандрят. Активные же люди, спортсмены, всегда более оптимистичны. Они совершают меньше преступлений, они более волевые и дисциплинированные. Те же, кто много спит, передвигается только на лифтах и машинах, стремятся во всем облегчить свою жизнь, становятся безвольными.
- Неспособность человека ценить себя
Человек стремится обладать предметами роскоши и озабочен своим имиджем. Он не ценит своё настоящее "я" и не работает над собой, вместо этого он кичится тем, что купил, какие шмотки надел, на какой машине ездит. Мы живем по принципу - чем больше имеешь тем больше значишь. Но это ошибочное суждение, оно уводит нас от своего настоящего высшего сознания. Чем больше мы гонимся за оценкой других тем больше теряем себя.
7. Гипнотическое воздействие окружающей среды.
Гипноз это измененное состояние сознания, когда человек не управляет собой. Он может быть вызван гипнотизером или внешними стимулами. Загипнотизировать может, например, неоновая реклама или многократное повторение одной и той же фразы ("купи,купи,купи"). При гипнозе человек и не спит и не бодрствует. Он даже сам не понимает, что его сознание изменено. Гипнозом пользуются, например, маркетологи, внушая, что ненужные товары людям очень нужны. Реклама внушает нашему подсознанию о надобности этих товаров и потом желание обладания товаром поступает к нам в форме инстинктивных импульсов.
Телевидение в наше время один из самых совершенных гипнотизеров. визуальные образы и повторяющиеся фразы колонизируют наш мозг, захватывая его своей информацией. Поведение людей формируется с ранних лет в угоду системе. Людей превращают в потребителей и в машины, нацеленные на удовлетворение нужд системы. Такие люди не способны к глубокому рассуждению.
Нужно научиться противостоять гипнозу, постоянно анализировать поступающую информацию. Соммэр снова возвращается к опнятию дремы и говорит о том, что нужно научиться выходить из этого состояния работая над собой. Это позволит правильно воспринимать реальность.
8. Отсутствие единого мнения по поводу морали
Добром Соммэр называет всё то, что подталкивает человека к духовной эволюции. Злом - всё, что мешает пробуждению высшего сознания. Первейший моральный долг человека - развивать своё сознание. Соммэр мотивирует на то, чтобы постоянно работать над собой, не поддаваться на окружающую среду, толпу, гипноз. Только вертикальное развитие своего настоящего я, своего сознания подходит всем и ведёт человека по пути эволюции. Это и есть единая мораль.