Урок 20. Филонович "Долг, честь, совесть, счастье, и как их понимает коммунистическая мораль.
Долг.
Долг не всегда совпадает с желанием. Бывает, что делать что-то нужно, но абсолютно не хочется.
Сначала Филонович говорит о том, что долг зачастую трактуется неверно. В религии, например говорится, что человек должен любить ближнего своего. Но если этот ближний - враг, как же его любить? Филонович говорит о том, что так можно оправдать фашистских захватчиков, потому что ими руководили приказы, которые они должны были выполнять.
Филонович предлагает рассматривать долг с точки зрения марксизма и считает это единственно верным. Долг - это моральная обязанность советского человека перед собой, семьей, обществом, партией. Долг - это все, что помогает Строительству коммунизма. Выбирая между долгом перед обществом и долгом перед семьёй, человек всегда должен выбирать долг перед обществом. Филонович приводит в пример Маркса, который не отвечал на письма товарища, потому что должен был закончить работу над своей книгой. Долг в социалистическом обществе выполняется по велению сердца, когда личные мотивы уходят на второй план. Автор рассказывает о крановщице, которая ценой собственной жизни спасла 20 женщин и детей, выполняя свой долг. Он говорит о регулировщике железнодорожных путей, который отказался покидать свой пост из чувства долга даже когда загорелся его дом в котором были дети (детей спасли соседи, а дом сгорел).
В социалистическом обществе молодежь с радостью выполняет свой долг, чтобы отплатить Родине за образование и всё, что она им дала. Они выбирают своё призвание и трудятся там, где нужнее всего народному хозяйству.
Чувство долга, это не самоотречение, а осознанная необходимость для советского человека. Чувство долга воспитывается в обществе, человек ориентируется на окружающих, которыми так же руководит это высокое чувство.
Совесть.
Многие думали над тем, что такое совесть и давали свои ответы на этот вопрос. Одни говорили, что совесть это внутренний голос человека, который руководствуется нерушимыми вселенскими законами. Вторые, что никакой совести нет, человек волен поступать как хочет. Третьи, что совесть это внутренний обвинитель.
Марксизм говорит о том, что совесть это чувство моральной ответственности по отношении к обществу, классу, партии и самому себе. Личная оценка своего поведения.
В капиталистическом обществесовесть живет не в людях, а в мешке с деньгами. Вот почему они против разоружения, ведь каждая война приносит им огромную прибыль. Первая Мировая война принесла Рокфеллеру сотни миллионов чистой прибыли, а вторая мировая уже миллиарды.
Филонович приводит и ещё один показательный пример: "Совесть гнетёт американского летчика Клода Изерли, сбросившего в 1945 г. атомную бомбу на японские города Хиросиму и Нагасаки. Видения людей, погибших ужасной смертью, преследуют этого летчика. Они не дают ему спать. Ночью он вскакивает с криком: «Дети! Дети!». Его жена потребовала развода. После неоднократных неудачных попыток покончить с собой «атомный пилот» был положен в госпиталь, но никакие наркотические средства не могли заглушить укоров совести. Считая себя виновным, летчик пришел к выводу, что таким, как он, место в тюрьме. Он совершил несколько ограблений в надежде попасть в тюрьму. Но... его признали психически больным и засадили в психиатрическую больницу. Вот она, лицемерная мораль буржуазного общества, по которой человека, испытывающего укоры совести, сажают в дом умалишенных".
Совесть заставляет советского человека поступать правильно, жертвовать личными интересами во благо общества. И рядовой человек и партия руководствуются строительством коммунизма и совесть оценивает каждого человека с этой точки зрения: правильно или неправильно они поступают.
Часто говорят о том, что в стране отсутствует Свобода совести, потому чтозапрещены религии. Филонович говорит о том, что в Советском Союзе церковь отделена от государства и это помогает человеку неверующему избежать кучи формальных ритуалов. Верующие и неверующие равны перед законом.
Честь.
Идеалисты говорили о том, что честь идёт из Божественного начала человека. Маркс отверг такое понимание и решил, что честь обусловлена осознанием своей роли и своего места в жизни общества.
В буржуазных странах честь определяется количеством денег и положением в обществе. В средние века любой разбойник мог ограбить кого-то нарисовать на карете герб, получить титулы и стать почитаемым. В России в 19 веке некоторые купцы пускали четыре кареты: на первой везли трость, на второй перчатки, на третьей цилиндр, а на четвёртой ехал сам купец. И он считался достойным человеком, у него якобы была честь. Больше награбил больше и чести, таков моральный кодекс капиталиста.
В советском обществе честь рождает не богатство, а осознание себя трудящимся человек, строителем коммунизма, таким же как и окружающие. Служение обществу его главная цель. Филонович приводит в пример крановщика, который пожертвовал своим проектом, уже одобренным комиссией для того чтоб помочь в работе над более совершенным краном своему "конкуренту", потому что понимал, что это увеличит производительность. Служение на благо народа вот что такое честь.
Счастье.
Религии говорят о том, что счастья можно добиться только в загробном мире, что надо отказаться от земных радостей. Фейербах писал, что счастье, это всеобщее благо для всех, основанное на любви друг к другу. Коммунисты отвергают оба этих понимания счастья. Они считают, что потустороннее счастье миф и пользуются земными радостями. Аксельбант любовь невозможна пока жив капитализм, потому что не может рабочий любить эксплуататора. Счастье - в строительстве коммунизма и равных возможностях для всех.
Подлинное счастье в труде. Трудясь и видя результаты своего труда человек испытывает счастье. Тот же кто руководствуется личной выгодой обречён быть несчастным. Филонович рассказывает о девушке, которая выиграла машину в лотерее и решила продать её дороже себестоимости. Весь коллектив рабочего предприятия осудил её поступок и она была вынуждена уйти на другую работу.
Многие молодые люди вдохновлённые подвигами Гастелло, Космодемьянской, мечтают о подвиге. Но порой легче совершить один подвиг чем достойно трудиться всю жизнь. Строительство коммунизма и есть на томящий подвиг. Служба обществу, труд, работа над собой, борьба со своим недостатками, все это каждодневные подвиги из которых складывается счастливая жизнь. Филонович говорит о подвиге коллег шофёра у которого сгорел дом: пока он был в больнице они построили ему новый дом и купили новую мебель.
Простые нормы нравственности.
Кроме вышеперечисленного важно быть вежливыми, тактичными, нравственно чистыми, простыми и скромными. Вежливость говорит об уважении к окружающим, вежливость должна быть искренней, она свидетельствует о внутренней силе человека. В капиталистических странах тоже принято быть вежливыми, но там это понятие лицемерно. Прикрываясь вежливостью человека могут уволить и обречь на голод. Грубость, крики свидетельствуют о слабости человека, о его неполноценности.
Честность и правдивость - базовые правила поведения советского человека. Капиталисты не могут сказать правду, потому что тогда им придётся признаться, что они живут за счёт труда народа, а они этого допустить не могут.
Честным нужно быть и перед окружающими и когда никто не видит. Человек должен уметь сказать горькую правду и признать свои ошибки.
Нравственная чистота это совпадения слова и дела. Требовательность к себе и к окружающим. Нравственно чистый человек не пойдёт на сделку с совестью.
Советский человек простой и скромный в жизни. В буржуазных странах тоже говорят о простоте и скромности, но правящие классы примеряют это только на трудовой народ, а сами предпочитают роскошь и хвастовство. Скромность не означает пассивность, умалчивание. Простота и скромность это части высокой нравственной культуры подразумевающие воспитание, сдержанность, уважение к людям.