Часть 5
ПРИНЦИПЫ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Принципы морали – это не нечто придуманное кем-то на основе отвлеченных рассуждений, а результат познания, изучения условий жизни того или иного общества.Основной принцип буржуазной морали является индивидуализм ,а он несет за собой принцим материализма.
Отношения людей в социалистическом обществе,которую прививали коммунисты , в основе которого лежит общественная собственность на орудия и средства производства, характеризуются принципом коллективизма и взаимопомощи. Социализм утверждает иную мораль – сотрудничества и коллективизма, дружбы и взаимопомощи. Здесь на первое место выдвигается забота об общем благе народа, о всестороннем развитии человеческой личности в условиях коллектива, где человек человеку не враг, а друг.
Основыне принципы добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку – друг, товарищ и брат;
честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
Коммунизм – это высшая форма организации общественной жизни, самый справедливый общественный строй. Как по материальному благосостоянию и высоте культуры, так и по своему нравственному совершенству коммунистическое общество не имеет себе подобных в истории человечества.
Самый высокий культурный и технический уровень, органическое соединение ум-
ственного и физического труда, единая общенародная собственность на средства производства, полное социальное равенство всех членов общества, претворение в жизнь великого принципа:
«От каждого по способностям, каждому по потребностям», превращение труда в первую жизненную потребность человека, общественное самоуправление.
Каждый свой поступок оценивался с точки зрения отношения к коммунизму:вреден он или полезен.Любой последователь должен быть предан от мозга костей и делать все для развития коммунизма. Быть преданным коммунизму значит много и упорно работать над собой, повышать свои знания, вырабатывать коммунистическое мировоззрение.
Идейно стойкий, преданный коммунизму человек видит перспективу, светлый завтрашний день. Он легче преодолевает встречающиеся на пути трудности. Ему чужда психология безверия, цинизма, безразличия. Безыдейность приводит к потере вкуса к жизни. Она толкает на антиобщественные поступки, на противопоставление себя коллективу, на стремление прожить сегодняшний день в свое удовольствие.
Моральной обязанностью является также непримиримая борьба против буржуазной идеологии, разоблачение антинародной сущности капитализма и всяких попыток приукрасить его, долг – поддерживать борьбу угнетенных народов против колониализма и империализма, за свое национальное освобождение.
Коллективизм – один из источников силы и жизнеспособности государства.Он выражает отношения между личностью и обществом, построенные на взаимной поддержке: человек – обществу, общество – человеку.
Коллективизм противопоставляет себе индивидуализм;придя к власти, буржуазия «забыла» о человеке, её индивидуализм стал враждебным обществу, из него исчезло демократическое содержание, он стал антигуманистическим, аморальным,основанным на эгоизме.
Стремление к наживе, характерное для эксплуататорского общества, порождает настороженность, недоверие и враждебность в отношениях между людьми.Капиталим таолкает к людей ,чтобы один жил за счет другого,пользуясь им морально и физически.
господство частной собственности исключает возможность единства общества, воспитывает в людях индивидуализм, противопоставляет личность обществу и человека человеку. Но когда на смену господства частной собственности приходит общественная собственность на средства производства, тогда прекращается борьба за отдельное существование.
Личность несет ответственность за свой труд, за свое поведение перед коллективом, а коллектив дополняет эту личную ответственность своей моральной ответственностью за поведение и воспитание каждого члена коллектива. Общественная собственность, совместный труд, единство цели сближают, сплачивают людей, порождают у них чувство взаимопомощи, доверия, товарищеского сотрудничества.
В капиталистическом обществе трудящиеся объединяются для совместной борьбы против капиталистов за свои права, за облегчение своего положения. В социалистическом обществе трудящиеся объединяются для совместной деятельности по строительству собственной жизни.
Освободившись от страсти к наживе, видят перед собой новые цели: служение обществу, стремление стать самому лучше, ибо тогда сможешь дать обществу больше. Важным источником замечательных моральных качеств советского человека является понимание им того, что его личное счастье неотделимо от счастья всех трудящихся. Отсюда коллективизм, забота о людях, уважение к ним, глубоко развитое чувство взаимопомощи.
В условиях трудовой деятельности особенно хорошо видно, что действовать в одиночку трудно, что один человек не может обойтись без другого, что решение больших и сложных задач под силу только коллективу.
Равнодушие рассматривается как преступление перед обществом,ведь ,попустительство чужих ошибок приводит к повышению безответственности.
Коллективное обсуждение поступка будит в человеке целый ряд чувств: совесть, самолюбие, стыд. В то же время человек видит, что товарищи стремятся помочь ему исправиться, занять в жизни достойное место.
Отношение к труду приобрело положительное моральное значение потому, что человек трудится не только для обеспечения лично себя и своей семьи всем необходимым для жизни, но трудится и для государства, для общества, для своих товарищей. Когда человек знает, что и общество и его товарищи также трудятся на него, труд перестает быть повинностью. Делом чести каждого человека становится активное участие в трудовом процессе, в овладении новыми знаниями.
В процессе труда у человека складывается иное отношение к нему. Трудящийся видит, что он создает материальные ценности, производит все необходимое для жизни. В нём вырабатывается уважение к труду, гордость за свое умение работать, понимание необходимости труда.
Если в обществе, основанном на частной собственности, человек вынужден трудиться только для того, чтобы заработать себе средства на жизнь, то в социалистическом обществе труд из зазорного, тяжкого бремени превратился в общественное призвание, в моральный долг каждого советского человека. Место человека в обществе стало определяться не происхождением, не служебным положением, а способностями и трудом.
Труд становится обязательным для всех, для этого требуется большая работа по воспитанию моральных стимулов к труду. Ведь есть семьи, где один работающий обеспечивает потребности всех совместно с ним проживающих,а другие при низской сознательности остаются вне труда,а оставаясь вне трудового коллектива, обедняют свою жизнь и возможности духовного роста.
Подлинная культура труда – это работа, при которой человек относится к процессу производства вдумчиво, когда человек постоянно изыскивает способы экономии сырья, ещё большего совершенствования методов труда.
Не признается труд в основе которого лежит личное обогащение. Труд должен быть общественно полезным. Труд только для себя, вольно или невольно, приносит вред обществу,ведь это эгоистический труд индивидуалиста.
Одним из принципов коммунистической нравственности является социалистический гуманизм – забота о человеке, уважение его достоинства. Руководствоваться принципом гуманизма – значит любить человека, уважать его, верить ему, заботиться о нем, видеть в человеке высшую ценность.
Социалистический гуманизм –не абстрактная проповедь человеколюбия, а борьба за уничтожение всех условий и отношений, которые порабощают человека и унижают его достоинство. Быть гуманистом – значит посвятить свою жизнь созданию подлинно человечных условий для жизни всех людей.
Основой гуманизма в социалистическом обществе является общественная собственность, отсутствие эксплуатации человека человеком. Он предполагает заботу не только об обществе в целом, но и о каждом отдельном человеке.
Действительную свободу человек получает только в социалистическом обществе.,где нет частной собственности и эксплуатации. Человек имеет право на труд: избрать себе профессию, заниматься любимым делом. Вместе со всем народом он строит новое общество, где ему будет обеспечено полное удовлетворение его материальных и культурных потребностей.
Любить людей – значит ненавидеть всё, что паразитирует, что не даёт возможности жить человеку полной жизнью, пользоваться всеми благами, созданными его трудом.
Гуманная цель коммунистической морали-исключить войну и ее пропоганду.
Особенно недопустимо равнодушие,ведт такием людям все равно на страдания других,они не пытаются им помочь,а это противоречит идеалогии.
Социалистическому гуманизму чуждо все, что унижает достоинство человека: проявление зазнайства, высокомерия, нескромности, издевательства над человеком, невнимания к нему, пьянство, хулиганство, паразитизм – всё, что мешает нам жить полной, свободной, счастливой жизнью.
Социалистическому гуманизму чуждо все, что унижает достоинство человека: проявление зазнайства, высокомерия, нескромности, издевательства над человеком, невнимания к нему, пьянство, хулиганство, паразитизм – всё, что мешает нам жить полной, свободной, счастливой жизнью. Высокая идейность, общность интересов стали почвой, на которой прекрасным цветком растет и расцветает подлинное товарищество и бескорыстная дружба .
Большое влияние на развитие и укрепление дружбы оказывает коллектив. Дружный, спаянный единой целью коллектив поможет человеку увидеть и исправить свои недостатки, вселит в него уверенность в своих силах и способностях, поможет ему развернуть и применить свои знания.
Важным принципом коммунистической нравственности являются советский патриотизм и социалистический интернационализм. Патриотизм, или любовь к родине, к своему народу, к его культуре, обычаям, традициям, – это огромная моральная сила,одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств.
Подлинные патриоты своей родины – это трудящиеся. Они всегда сочетали и сочетают борьбу за свободу своего отечества с борьбой за свободу от эксплуатации. Настоящий патриот не может не любить родины и не испытывать вместе с тем горечи и гнева по поводу бесчеловечных условий существования трудящихся.
Социалистический патриотизм неразрывно связан с пролетарским интернационализмом. Связь эта выражается в том, что интересы каждого народа не противоречат, а сочетаются с интересами других народов; любовь к родине неразрывно связана со стремлением видеть процветающими другие страны.
Для выполнения своего интернационального долга каждый из нас обязан проявлять высокую политическую бдительность, сознательность, стремиться к ещё большему сплочению всех наций.