Меню
Главная
Форумы
Новые сообщения
Поиск сообщений
Наш YouTube
Пользователи
Зарегистрированные пользователи
Текущие посетители
Вход
Регистрация
Что нового?
Поиск
Поиск
Искать только в заголовках
От:
Новые сообщения
Поиск сообщений
Меню
Главная
Форумы
Раздел досуга с баней
Библиотека
Политический вестник
Закон Украины "Об обращении граждан"(включает про электронные петиции)
JavaScript отключён. Чтобы полноценно использовать наш сайт, включите JavaScript в своём браузере.
Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно.
Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать
другой
.
Ответить в теме
Сообщение
<blockquote data-quote="Маруся" data-source="post: 405463" data-attributes="member: 1"><p>Вводится в действие Постановлением ВР <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/394/96-%D0%B2%D1%80" target="_blank">№ 394/96-ВР от 02.10.96</a>, ВВР, 1996, № 47, ст.257</p><p></p><p>С изменениями и дополнениями, внесенными</p><p>Законами Украины</p><p> от 13 мая 1999 года <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/653-14" target="_blank">N 653 - XIV</a>,</p><p>от 20 ноября 2003 года <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1294-15" target="_blank">N 1294-IV</a>,</p><p>от 20 января 2005 года <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2384-15" target="_blank">N 2384 - IV</a>,</p><p>от 14 апреля 2009 года <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1254-17" target="_blank">N 1254-VI</a>,</p><p> от 17 ноября 2011 года <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/4054-17" target="_blank">N 4054 - VI</a>,</p><p> от 23 февраля 2012 года <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/4452-17/paran729#n729" target="_blank">N 4452-VI</a>,</p><p> от 6 ноября 2012 года <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/5477-17/paran31#n31" target="_blank">N 5477 - VI</a>,</p><p> от 16 мая 2013 года <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/245-18/paran106#n106" target="_blank">N 245-VII</a>,</p><p>от 13 мая 2014 года <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1261-18/paran145#n145" target="_blank">N 1261 - VII</a>,</p><p>от 14 октября 2014 года <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1697-18/paran1093#n1093" target="_blank">N 1697-VII</a>,</p><p>от 2 июля 2015 года <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran2#n2" target="_blank">N 577 - VIII</a></p><p></p><p>Данный Закон регулирует вопрос практической реализации гражданами Украины предоставленного им <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80" target="_blank">Конституцией Украины</a> права вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии с их уставом предложения об улучшении их деятельности, разоблачать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Закон обеспечивает гражданам Украины возможности для участия в управлении государственными и общественными делами, для влияния на улучшение работы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, для отстаивания своих прав и законных интересов и возобновления их в случае нарушения.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Раздел I</strong></strong></span></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Общие положения</strong></strong></span></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 1. Обращение граждан</strong></strong></span></p><p>Граждане Украины имеют право обратиться к органам государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, средств массовой информации, должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, которые касаются их уставной деятельности, заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов и жалобой об их нарушении.</p><p></p><p>Военнослужащие, работники органов внутренних дел и государственной безопасности, а также лица рядового и начальственного состава Государственной криминально-исполнительной службы Украины имеют право подавать обращения, которые не касаются их служебной деятельности.</p><p></p><p> (часть вторая статьи 1 с изменениями, внесенными</p><p> в соответствии с <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1254-17" target="_blank">Законом Украины от 14.04.2009 г. N 1254 - VI</a>)</p><p></p><p>Лица, которые не являются гражданами Украины и законно находятся на ее территории, имеют такое же право на подачу обращения, как и граждане Украины, если другое не предусмотрено международными договорами.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 2. Законодательство об обращении граждан</strong></strong></span></p><p>Законодательство Украины об обращении граждан включает данный Закон и другие акты законодательства, которые выдаются в соответствии с Конституцией Украины и данного Закона.</p><p></p><p>Обращения вкладчиков к Фонду гарантирования вкладов физических лиц относительно выплаты Фондом возмещения в пределах гарантированной суммы рассматриваются в порядке, установленном законодательством о системе гарантирования вкладов физических лиц.</p><p></p><p> (статья 2 дополнена частью второй в соответствии с</p><p> <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/4452-17/paran729#n729" target="_blank">Законом Украины от 23.02.2012 г. N 4452 - VI</a>)</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 3. Основные термины, которые употребляются в данном Законе</strong></strong></span></p><p><strong>Под обращениями граждан</strong> следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайство) и жалобы.</p><p></p><p><strong>Предложение (замечание)</strong> - обращение граждан, где высказывается совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мысли относительно урегулирования общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствования правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.</p><p></p><p><strong>Заявление (ходатайство)</strong> - обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывание мысли относительно улучшения их деятельности. <strong>Ходатайство</strong> - письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и тому подобное.</p><p></p><p><strong>Жалоба</strong> - обращение с требованием о возобновлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездеятельностью), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 4. Решения, действия (бездеятельность), которые могут быть обжалованы</strong></strong></span></p><p>К решениям, действиям (бездеятельности), которые могут быть обжалованы, принадлежат такие в сфере управленческой деятельности, в результате которых:</p><p></p><p>нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан);</p><p></p><p>созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод;</p><p></p><p>незаконно возложенные на гражданина какие-либо обязанности или его незаконное привлечение к ответственности.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 5. Требования к обращению</strong></strong></span></p><p>Обращения адресуются органам государственной власти и органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности, объединениям граждан или должностным лицам, к полномочиям которых относится решение затронутых в обращениях вопросов.</p><p></p><p> (часть первая статьи 5 в редакции <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6" target="_blank">Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII</a>, вступает в силу с 28.10.2015 г.)</p><p></p><p></p><p>Обращение может быть подано отдельной личностью (индивидуальное) или группой лиц (коллективное).</p><p></p><p> (часть вторая статьи 5 в редакции <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6" target="_blank">Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII</a>, вступает в силу с 28.10.2015 г.)</p><p></p><p></p><p>Особенной формой коллективного обращения граждан к Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, органу местного самоуправления является электронная петиция, которая подается и рассматривается в порядке, предусмотренном <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/393/96-%D0%B2%D1%80#n145" target="_blank">статьей 23 </a>1 данного Закона.</p><p></p><p>Обращение может быть устным или письменным.</p><p></p><p> (часть четвертая статьи 5 в редакции <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6" target="_blank">Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII</a>, вступает в силу с 28.10.2015 г.)</p><p></p><p></p><p>Устное обращение излагается гражданином на личном приеме или с помощью средств телефонной связи через определенные контактные центры, телефонные "горячие линии" и записывается (регистрируется) должностным лицом.</p><p></p><p> (часть пятая статьи 5 в редакции <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6" target="_blank">Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII</a>, вступает в силу с 28.10.2015 г.)</p><p></p><p></p><p>Письменное обращение направляется по почте или передается гражданином в соответствующий орган, учреждение лично или через уполномоченное им лицо, полномочия которого оформлены в соответствии с законодательством. Письменное обращение также может быть направлено с использованием сети Интернет, средств электронной связи (электронное обращение).</p><p></p><p> (часть шестая статьи 5 в редакции <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6" target="_blank">Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII</a>, вступает в силу с 28.10.2015 г.)</p><p></p><p></p><p>В обращении должны быть отмечены фамилия, имя, отчество, местожительство гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. Письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. В электронном обращении также должен быть указан электронный почтовый адрес, на который заявителю может быть направлен ответ, или сведения о других средствах связи с ним. Применения электронной цифровой подписи при направлении электронного обращения не требуется.</p><p></p><p> (часть седьмая статьи 5 в редакции <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6" target="_blank">Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII</a>, вступает в силу с 28.10.2015 г.)</p><p></p><p></p><p>Обращение, оформленное без соблюдения указанных требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней от дня его поступления, кроме случаев, предусмотренных частью первой статьи 7 данного Закона.</p><p></p><p> (часть восьмая статьи 5 в редакции <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6" target="_blank">Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII</a>, вступает в силу с 28.10.2015 г.)</p><p></p><p></p><p>Обращения о предоставлении безоплатной правовой помощи рассматриваются в порядке, установленном законом, который регулирует предоставление безоплатной правовой помощи.</p><p></p><p> (часть девятая статьи 5 в редакции <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6" target="_blank">Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII</a>, вступает в силу с 28.10.2015 г.)</p><p></p><p>(статья 5 с изменениями, внесенными в соответствии с</p><p><a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/5477-17/paran31#n31" target="_blank">Законом Украины от 06.11.2012 г. N 5477 - VI</a>,</p><p>в редакции <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6" target="_blank">Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII</a>)</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 6. Язык обращений и решений и ответов на них</strong></strong></span></p><p>Граждане имеют право обращаться к органам государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, должностных лиц на украинском или на другом языке, приемлемым для сторон.</p><p></p><p>Решения относительно обращений граждан и ответа на них оформляются в соответствии с требованиями законодательства о языках. Такие решения и ответы могут быть изложены в переводе языком общения заявителя.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 7. Запрет отказа в принятии и рассмотрении обращения</strong></strong></span></p><p>Обращения, оформленные должным образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению.</p><p></p><p>Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнания языка обращения.</p><p></p><p>Если вопросы, затронутые в полученном органом государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, объединениями граждан или должностными лицами обращении, не входят в их полномочия, оно в срок не больше пять дней пересылается ими за принадлежностью соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается гражданину, который подал обращение. В случае, если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом или должностным лицом, оно в тот же срок возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями.</p><p></p><p>Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 8. Обращения, которые не подлежат рассмотрению и решению</strong></strong></span></p><p>Письменное обращение без указания места проживания, не подписанное автором (авторами), а также такое, из которого невозможно установить авторство, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.</p><p></p><p>Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое было решено по существу, а также те обращения, сроки рассмотрения которых предусмотрены статьей 17 данного Закона, и обращение лиц, признанных судом недееспособными.</p><p></p><p>Решение о прекращении рассмотрения такого обращения принимает руководитель органа, о чем сообщается лицу, которое подало обращение.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 9. Запрет преследования граждан за подачу обращения и недопустимость принуждения их к его подаче</strong></strong></span></p><p>Запрещается преследование граждан и членов их семей за подачу обращения к органам государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, должностных лиц за критику в обращении их деятельности и решений.</p><p></p><p>Никто не может быть заставлен к подаче собственного или подписанию коллективного обращения или участию в акциях в поддержку обращений других лиц или организаций.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 10. Запрет разглашения сведений, которые содержатся в обращениях</strong></strong></span></p><p>Не допускается разглашение полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия или сведений, которые представляют государственную или другую тайну, которая охраняется законом, и другой информации, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Не допускается выяснение данных о личности гражданина, которые не касаются обращения. По просьбе гражданина, изложенной в устной форме или указанное в тексте обращение, не подлежит разглашению его фамилия, местожительство и работа.</p><p></p><p>Этот запрет не распространяется на случаи сообщения информации, которая содержится в обращении, лицам, которые имеют отношение к решению дела.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 11. Обращение к объединениям граждан</strong></strong></span></p><p>Полученные объединениями граждан обращения с замечаниями и предложениями относительно их деятельности рассматриваются этими объединениями и их органами в соответствии с уставами объединений, а заявления и жалобы на ущемление или нарушение ими прав граждан – в соответствии с этим Законом.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 12. Область применения данного Закона</strong></strong></span></p><p>Действие данного Закона не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовным процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым законодательством, законодательством о защите экономической конкуренции, законами Украины "<a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2453-17" target="_blank">О судоустройстве и статусе судей</a>" и "<a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3262-15" target="_blank">О доступе к судебным решениям</a>", <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2747-15" target="_blank">Кодексом административного судопроизводства Украины</a>", Законом Украины "<a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3206-17" target="_blank">О принципах предотвращения и противодействия коррупции</a>".</p><p></p><p> (статья 12 с изменениями, внесенными в соответствии с</p><p>Законами Украины от 13.05.99 г. <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/653-14" target="_blank">N 653-XIV</a>,</p><p>от 20.11.2003 г. <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1294-15" target="_blank">N 1294 - IV</a>,</p><p> от 17.11.2011 г. <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/4054-17" target="_blank">N 4054 - VI</a>,</p><p> от 16.05.2013 г. <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/245-18/paran106#n106" target="_blank">N 245 - VII</a>,</p><p>от 13.05.2014 г. <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1261-18/paran145#n145" target="_blank">N 1261-VII</a>)</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 13. Делопроизводство относительно обращений граждан</strong></strong></span></p><p>Делопроизводство относительно обращений граждан ведется в <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/348-97-%D0%BF" target="_blank">порядке</a>, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Раздел II</strong></strong></span></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Порядок рассмотрения обращений граждан</strong></strong></span></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 14. Рассмотрение предложений (замечаний) граждан</strong></strong></span></p><p>Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица обязаны рассмотреть предложения (замечания) и сообщить гражданину о результатах рассмотрения.</p><p></p><p>Предложения (замечания) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций лично.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 15. Рассмотрение заявлений (ходатайств)</strong></strong></span></p><p>Органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица, руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, к полномочиям которых относится рассмотрение заявлений (ходатайств), обязаны объективно и своевременно рассматривать их, проверять изложенные в них факты, принимать решения в соответствии с действующим законодательством и обеспечивать их выполнение, сообщать гражданам о последствиях рассмотрения заявлений (ходатайств).</p><p></p><p>Заявления (ходатайство) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций лично.</p><p></p><p>Ответ по результатам рассмотрения заявлений (ходатайств) в обязательном порядке предоставляется тем органом, который получил эти заявления и в компетенцию которого входит решение затронутых в заявлениях (ходатайствах) вопросов, за подписью руководителя или лица, которое исполняет его обязанности.</p><p></p><p>Решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении (ходатайстве), доводится до сведения гражданина в письменной форме со ссылкой на Закон и изложением мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 16. Рассмотрение жалоб граждан</strong></strong></span></p><p>Жалоба на действия или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средств массовой информации, должностного лица подается в порядке подчиненности высшему органу или должностному лицу, которое не лишает гражданина права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением - непосредственно в суд.</p><p></p><p>Жалобы Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий лично.</p><p></p><p>Жалобы на решение общих собраний членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, юридических лиц, созданных на основе коллективной собственности, а также на решение высших государственных органов решаются в судебном порядке.</p><p></p><p>Гражданин может подать жалобу лично или через уполномоченное на это другое лицо. Жалоба в интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц подается их законными представителями.</p><p></p><p>Жалоба в интересах гражданина по его поручению, оформленному в установленном законом порядке, может быть подана другим лицом, трудовым коллективом или организацией, которая осуществляет правозащитную деятельность.</p><p></p><p>К жалобе прилагаются имеющиеся у гражданина решения или копии решений, которые принимались по его обращениям раньше, а также другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются гражданину.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 17. Срок подачи жалобы</strong></strong></span></p><p>Жалоба на решение, которое обжаловалось, может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение одного года с момента его принятия, но не позже одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются.</p><p></p><p>Пропущенный по уважительной причине срок может быть возобновлен органом или должностным лицом, которое рассматривает жалобу.</p><p></p><p>Решение высшего государственного органа, который рассматривал жалобу, в случае несогласия с ним гражданин может быть обжаловано в суде в срок, предусмотренный законодательством Украины.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 18. Права гражданина при рассмотрении заявления или жалобы</strong></strong></span></p><p>Гражданин, который обратился с заявлением или жалобой к органам государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации, должностных лиц, имеет право:</p><p></p><p>лично изложить аргументы лицу, которое проверяло заявление или жалобу, и участвовать в проверке поданной жалобы или заявления;</p><p></p><p>знакомиться с материалами проверки;</p><p></p><p>подавать дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает заявление или жалобу;</p><p></p><p>присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;</p><p></p><p>пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, которая осуществляет правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;</p><p></p><p>получить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы;</p><p></p><p>излагать устно или в письменном виде требование относительно соблюдения тайны рассмотрения заявления или жалобы;</p><p></p><p>требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 19. Обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации, их руководителей и других должностных лиц относительно рассмотрения заявлений или жалоб</strong></strong></span></p><p>Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, средства массовой информации, их руководители и другие должностные лица в пределах своих полномочий обязаны:</p><p></p><p>объективно, всесторонне и вовремя проверять заявления или жалобы;</p><p></p><p>в случае принятия решения об ограничении доступа гражданина к соответствующей информации при рассмотрении заявления или жалобы подготовить об этом мотивированное постановление;</p><p></p><p> (часть первая статьи 19 дополнена новым абзацем третьим</p><p> в соответствии с <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2384-15" target="_blank">Законом Украины от 20.01.2005 г. N 2384 - IV</a>,</p><p> в связи с этим абзацы третий - десятый считать</p><p> соответственно абзацами четвертым - одиннадцатым)</p><p></p><p>по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего органа, который рассматривает его заявление или жалобу;</p><p></p><p>отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не отвечают закону или другим нормативным актам, безотлагательно принимать меры к прекращению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, которые способствовали нарушением;</p><p></p><p>обеспечивать возобновление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений;</p><p></p><p>в письменном виде сообщать гражданину о результатах проверки заявления или жалобы и суть принятого решения;</p><p></p><p>принимать меры относительно возмещения в установленном законом порядке материальных убытков, если они были нанесены гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, по вине которых было допущено нарушение, а также по просьбе гражданина не позднее чем в месячный срок сообщить о принятом решении органу местного самоуправления, трудового коллектива или объединения граждан по месту жительства гражданина;</p><p></p><p>в случае признания заявления или жалобы необоснованной разъяснить порядок обжалования принятого по нему решения;</p><p></p><p>не допускать безосновательной передачи рассмотрения заявлений или жалоб другим органам;</p><p></p><p>лично организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений или жалоб граждан, принимать меры к устранению причин, которые их порождают, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы.</p><p></p><p>В случае необходимости и при наличии возможностей рассмотрение обращений граждан возлагается на должностное лицо или подразделение служебного аппарата, специально уполномоченные осуществлять эту работу, в пределах бюджетных ассигнований. Это положение не отменяет требования части девятой настоящей статьи.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 20. Срок рассмотрения обращений граждан</strong></strong></span></p><p>Обращения рассматриваются и решаются в срок не больше одного месяца с дня их поступления, а те, которые не нуждаются в дополнительном изучении, - безотлагательно, но не позже пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, которое подало обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти дней.</p><p></p><p>По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения может быть сокращен от установленного настоящей статьей срока.</p><p></p><p>Обращения граждан, которые имеют установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 21. Бесплатность рассмотрения обращения</strong></strong></span></p><p>Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица рассматривают обращение граждан, не взимая платы.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 22. Личный прием граждан</strong></strong></span></p><p>Руководители и другие должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан обязаны проводить личный прием граждан.</p><p></p><p>Прием проводится регулярно в установленные дни и часы, в удобное для граждан время, по месту их работы и проживания. Графики приема доводятся до сведения граждан.</p><p></p><p>Порядок приема граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, объединениях граждан определяется их руководителями.</p><p></p><p>Все обращения граждан на личном приеме регистрируются. Если решить затронутые в устном обращении вопросы непосредственно на личном приеме невозможно, оно рассматривается в том же порядке, что и письменное обращение. О результатах рассмотрения гражданину сообщается в письменном виде или устно, по желанию гражданина.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 23. Организация приема граждан высшими должностными лицами</strong></strong></span></p><p>Высшие должностные лица государства - Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, Премьер-министр Украины - осуществляют прием в установленном ими порядке.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 23 1. Электронная петиция, порядок ее подачи и рассмотрения</strong></strong></span></p><p>Граждане могут обратиться к Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, органу местного самоуправления с электронными петициями через официальный веб-сайт органа, которому они адресованы, или веб-сайт общественного объединения, которое осуществляет сбор подписей в поддержку электронной петиции.</p><p></p><p>В электронной петиции должна быть изложена суть обращения, указаны фамилия, имя, отчество автора (инициатора) электронной петиции, адрес электронной почты. На веб-сайте соответствующего органа или общественного объединения, которое осуществляет сбор подписей, обязательно указывается дата начала сбора подписей и информация относительно общего количества и перечня лиц, которые подписали электронную петицию.</p><p></p><p>Электронная петиция не может содержать призывы к свержению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Украины, пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигания межэтнической, расовой, религиозной вражды, призывы к совершению террористических актов, посягательства на права и свободы человека.</p><p></p><p>Ответственность за содержание электронной петиции несет автор (инициатор) электронной петиции.</p><p></p><p>Для создания электронной петиции к Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, органу местного самоуправления ее автор (инициатор) заполняет специальную форму на официальном веб-сайте органа, которому она адресована, или веб-сайте общественного объединения, которое осуществляет сбор подписей в поддержку электронных петиций, и размещает текст электронной петиции.</p><p></p><p>Электронная петиция обнародуется на официальном веб-сайте соответственно Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, органа местного самоуправления или на веб-сайте общественного объединения, которое осуществляет сбор подписей в поддержку электронных петиций, в течение двух рабочих дней со дня послания ее автором (инициатором).</p><p></p><p>В случае несоответствия электронной петиции установленным требованиям обнародование такой петиции не осуществляется, о чем сообщается автору (инициатору) не позднее срока, установленного для обнародования.</p><p></p><p>Дата обнародования электронной петиции на официальном веб-сайте соответственно Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, соответствующего органа местного самоуправления или на веб-сайте общественного объединения является датой начала сбора подписей на ее поддержку.</p><p></p><p>Соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения во время сбора подписей в поддержку электронной петиции обязаны обеспечить:</p><p></p><p>бесплатность доступа и пользования информационно-телекоммуникационной системой, с помощью которой осуществляется сбор подписей;</p><p></p><p>электронную регистрацию граждан для подписания петиции;</p><p></p><p>недопущение автоматического введения информации, в том числе подписание электронной петиции, без участия гражданина;</p><p></p><p>фиксацию даты и времени обнародования электронной петиции и подписания ее гражданином.</p><p></p><p>Электронная петиция, которая в установленный срок не набрала необходимого количества голосов в ее поддержку, по завершению срока сбора подписей ва ее поддержку рассматривается как обращение граждан в соответствии с данным Законом.</p><p></p><p>Электронная петиция, адресованная соответственно Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, рассматривается в порядке, установленном настоящей статьей, при условии сбора на ее поддержку не менее как 25 000 подписей граждан на протяжении не больше трех месяцев со дня обнародования петиции.</p><p></p><p>Требования к количеству подписей граждан в поддержку электронной петиции к органу местного самоуправления и сроку сбора подписей определяются уставом территориального общества.</p><p></p><p>Электронная петиция, сбор подписей, в поддержку которой осуществлялся через веб-сайт общественного объединения и которая в течение установленного срока набрала необходимое количество подписей в ее поддержку, не позднее следующего дня после набора необходимого количества подписей посылается общественным объединением органа, которому адресована петиция, с указанием информации о дате начала сбора подписей, дате направления электронной петиции, общем количестве и перечне лиц, которые подписали электронную петицию (либо ссылка на источник такой информации в сети Интернет), срок сбора подписей, название и адрес электронной почты общественного объединения.</p><p></p><p>Информация о начале рассмотрения электронной петиции, которая в установленный срок набрала необходимое количество голосов на ее поддержку, оглашается на официальном веб-сайте соответственно Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, соответствующего органа местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня после набора необходимого количества подписей в поддержку петиции, а в случае получения электронной петиции от общественного объединения - не позднее чем через два рабочих дня после получении такой петиции.</p><p></p><p>Рассмотрение электронной петиции осуществляется безотлагательно, но не позже десяти рабочих дней со дня обнародования информации о начале ее рассмотрения.</p><p></p><p>Если электронная петиция содержит ходатайство о ее рассмотрении на парламентских слушаниях в Верховной Раде Украины или общественных слушаниях соответствующего территориального общества, автор (инициатор) петиции имеет право представить электронную петицию на таких слушаниях. В таком случае срок рассмотрения электронной петиции продлевается на срок, необходимый для проведения соответствующих слушаний.</p><p></p><p><a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/523/2015/paran11#n11" target="_blank">Порядок рассмотрения электронной петиции, адресованной Президенту Украины</a>, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, органу местного самоуправления, определяется соответственно Президентом Украины, Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, местным советом.</p><p></p><p>О поддержке или не поддержке электронной петиции публично объявляется на официальном веб-сайте Президентом Украины - относительно электронной петиции, адресованной Президенту Украины, Председателем Верховной Рады Украины - относительно электронной петиции, адресованной Верховной Раде Украины, Премьер-министром Украины - относительно электронной петиции, адресованной Кабинету Министров Украины, председателем соответствующего местного совета - относительно электронной петиции, адресованной органу местного самоуправления.</p><p></p><p>В ответе на электронную петицию сообщается о результатах рассмотрения затронутых в ней вопросов с соответствующим обоснованием.</p><p></p><p>Ответ на электронную петицию не позднее следующего рабочего дня после окончания ее рассмотрения оглашается на официальном веб-сайте органа, которому она была адресована, а также направляется в письменном виде автору (инициатору) электронной петиции и соответствующему общественному объединению, которое осуществляло сбор подписей в поддержку соответствующей электронной петиции.</p><p></p><p>В случае признания целесообразным изложенные в электронной петиции предложения могут реализовываться органом, которому она адресована, путем принятия по вопросам, отнесенным к его компетенции, соответствующему решению. Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, народными депутатами Украины по результатам рассмотрения электронной петиции могут разрабатываться и вноситься в установленном порядке на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты, направленные на решение затронутых в петиции вопросов.</p><p></p><p>Информация о количестве подписей, полученных в поддержку электронной петиции, и сроках их сбора хранится не менее трех лет со дня обнародования петиции.</p><p></p><p> (Закон дополнен статьей 23 1 в соответствии с</p><p> <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran17#n17" target="_blank">Законом Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII</a>)</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Раздел III</strong></strong></span></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Ответственность за нарушение законодательства об обращении граждан</strong></strong></span></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 24. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об обращении граждан</strong></strong></span></p><p>Лица, виновные в нарушении данного Закона, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Украины.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 25. Возмещение убытков гражданину в связи с нарушением требований данного Закона при рассмотрении его жалобы</strong></strong></span></p><p>В случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, которые приняли неправомерное решение относительно обращения гражданина, возмещают ему нанесенные материальные убытки, связанные с представлением и рассмотрением жалобы, обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, и потерянный за это время заработок. Споры о взыскании расходов рассматриваются в судебном порядке.</p><p></p><p>Гражданину по его требованию и в порядке, установленном действующим законодательством, могут быть возмещены моральные убытки, нанесенные неправомерными действиями или решениями органа или должностного лица при рассмотрении жалобы. Размер возмещения моральных (неимущественных) убытков в денежном выражении определяется судом.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 26. Ответственность граждан за представление обращений противоправного характера</strong></strong></span></p><p>Представление гражданином обращения, которое содержит клевету и обиды, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан и их должностных лиц, руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и другим действиям, влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 27. Возмещение расходов по проверке обращений, которые содержат заведомо неправдивые сведения</strong></strong></span></p><p>Расходы, сделанные органом государственной власти, местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией независимо от форм собственности, объединением граждан, средствами массовой информации в связи с проверкой обращений, которые содержат заведомо неправдивые сведения, могут быть взысканы с гражданина по решению суда.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 28. Контроль за соблюдением законодательства об обращении граждан</strong></strong></span></p><p>Контроль за соблюдением законодательства об обращении граждан в соответствии со своими полномочиями осуществляют Верховная Рада Украины, народные депутаты Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Уполномоченный по правам человека Верховной Рады Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные комитеты, депутаты местных советов, а также министерства, другие центральные органы исполнительной власти относительно подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.</p><p></p><p><span style="font-size: 15px"><strong><strong>Статья 29. Исключена(а это была статья о том, что граждане могут жаловаться в прокуратуру на нереагирование!!!!)</strong></strong></span></p><p> (в соответствии с <a href="http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1697-18/paran1093#n1093" target="_blank">Законом Украины от 14.10.2014 г. N 1697 - VII</a>)</p><p></p><p></p><p><strong>Президент Украины</strong></p><p></p><p><strong>Л. КУЧМА</strong></p><p></p><p><strong>г. Киев</strong></p><p><strong>2 октября 1996 года</strong></p><p><strong>N 393/96-ВР</strong></p></blockquote><p></p>
[QUOTE="Маруся, post: 405463, member: 1"] Вводится в действие Постановлением ВР [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/394/96-%D0%B2%D1%80']№ 394/96-ВР от 02.10.96[/URL], ВВР, 1996, № 47, ст.257 С изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 13 мая 1999 года [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/653-14']N 653 - XIV[/URL], от 20 ноября 2003 года [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1294-15']N 1294-IV[/URL], от 20 января 2005 года [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2384-15']N 2384 - IV[/URL], от 14 апреля 2009 года [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1254-17']N 1254-VI[/URL], от 17 ноября 2011 года [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/4054-17']N 4054 - VI[/URL], от 23 февраля 2012 года [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/4452-17/paran729#n729']N 4452-VI[/URL], от 6 ноября 2012 года [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/5477-17/paran31#n31']N 5477 - VI[/URL], от 16 мая 2013 года [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/245-18/paran106#n106']N 245-VII[/URL], от 13 мая 2014 года [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1261-18/paran145#n145']N 1261 - VII[/URL], от 14 октября 2014 года [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1697-18/paran1093#n1093']N 1697-VII[/URL], от 2 июля 2015 года [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran2#n2']N 577 - VIII[/URL] Данный Закон регулирует вопрос практической реализации гражданами Украины предоставленного им [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80']Конституцией Украины[/URL] права вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии с их уставом предложения об улучшении их деятельности, разоблачать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Закон обеспечивает гражданам Украины возможности для участия в управлении государственными и общественными делами, для влияния на улучшение работы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, для отстаивания своих прав и законных интересов и возобновления их в случае нарушения. [SIZE=4][B][B]Раздел I[/B][/B] [B][B]Общие положения[/B][/B] [B][B]Статья 1. Обращение граждан[/B][/B][/SIZE] Граждане Украины имеют право обратиться к органам государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, средств массовой информации, должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, которые касаются их уставной деятельности, заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов и жалобой об их нарушении. Военнослужащие, работники органов внутренних дел и государственной безопасности, а также лица рядового и начальственного состава Государственной криминально-исполнительной службы Украины имеют право подавать обращения, которые не касаются их служебной деятельности. (часть вторая статьи 1 с изменениями, внесенными в соответствии с [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1254-17']Законом Украины от 14.04.2009 г. N 1254 - VI[/URL]) Лица, которые не являются гражданами Украины и законно находятся на ее территории, имеют такое же право на подачу обращения, как и граждане Украины, если другое не предусмотрено международными договорами. [SIZE=4][B][B]Статья 2. Законодательство об обращении граждан[/B][/B][/SIZE] Законодательство Украины об обращении граждан включает данный Закон и другие акты законодательства, которые выдаются в соответствии с Конституцией Украины и данного Закона. Обращения вкладчиков к Фонду гарантирования вкладов физических лиц относительно выплаты Фондом возмещения в пределах гарантированной суммы рассматриваются в порядке, установленном законодательством о системе гарантирования вкладов физических лиц. (статья 2 дополнена частью второй в соответствии с [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/4452-17/paran729#n729']Законом Украины от 23.02.2012 г. N 4452 - VI[/URL]) [SIZE=4][B][B]Статья 3. Основные термины, которые употребляются в данном Законе[/B][/B][/SIZE] [B]Под обращениями граждан[/B] следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайство) и жалобы. [B]Предложение (замечание)[/B] - обращение граждан, где высказывается совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мысли относительно урегулирования общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствования правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества. [B]Заявление (ходатайство)[/B] - обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывание мысли относительно улучшения их деятельности. [B]Ходатайство[/B] - письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и тому подобное. [B]Жалоба[/B] - обращение с требованием о возобновлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездеятельностью), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, должностных лиц. [SIZE=4][B][B]Статья 4. Решения, действия (бездеятельность), которые могут быть обжалованы[/B][/B][/SIZE] К решениям, действиям (бездеятельности), которые могут быть обжалованы, принадлежат такие в сфере управленческой деятельности, в результате которых: нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан); созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод; незаконно возложенные на гражданина какие-либо обязанности или его незаконное привлечение к ответственности. [SIZE=4][B][B]Статья 5. Требования к обращению[/B][/B][/SIZE] Обращения адресуются органам государственной власти и органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности, объединениям граждан или должностным лицам, к полномочиям которых относится решение затронутых в обращениях вопросов. (часть первая статьи 5 в редакции [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6']Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII[/URL], вступает в силу с 28.10.2015 г.) Обращение может быть подано отдельной личностью (индивидуальное) или группой лиц (коллективное). (часть вторая статьи 5 в редакции [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6']Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII[/URL], вступает в силу с 28.10.2015 г.) Особенной формой коллективного обращения граждан к Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, органу местного самоуправления является электронная петиция, которая подается и рассматривается в порядке, предусмотренном [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/393/96-%D0%B2%D1%80#n145']статьей 23 [/URL]1 данного Закона. Обращение может быть устным или письменным. (часть четвертая статьи 5 в редакции [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6']Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII[/URL], вступает в силу с 28.10.2015 г.) Устное обращение излагается гражданином на личном приеме или с помощью средств телефонной связи через определенные контактные центры, телефонные "горячие линии" и записывается (регистрируется) должностным лицом. (часть пятая статьи 5 в редакции [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6']Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII[/URL], вступает в силу с 28.10.2015 г.) Письменное обращение направляется по почте или передается гражданином в соответствующий орган, учреждение лично или через уполномоченное им лицо, полномочия которого оформлены в соответствии с законодательством. Письменное обращение также может быть направлено с использованием сети Интернет, средств электронной связи (электронное обращение). (часть шестая статьи 5 в редакции [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6']Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII[/URL], вступает в силу с 28.10.2015 г.) В обращении должны быть отмечены фамилия, имя, отчество, местожительство гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. Письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. В электронном обращении также должен быть указан электронный почтовый адрес, на который заявителю может быть направлен ответ, или сведения о других средствах связи с ним. Применения электронной цифровой подписи при направлении электронного обращения не требуется. (часть седьмая статьи 5 в редакции [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6']Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII[/URL], вступает в силу с 28.10.2015 г.) Обращение, оформленное без соблюдения указанных требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней от дня его поступления, кроме случаев, предусмотренных частью первой статьи 7 данного Закона. (часть восьмая статьи 5 в редакции [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6']Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII[/URL], вступает в силу с 28.10.2015 г.) Обращения о предоставлении безоплатной правовой помощи рассматриваются в порядке, установленном законом, который регулирует предоставление безоплатной правовой помощи. (часть девятая статьи 5 в редакции [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6']Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII[/URL], вступает в силу с 28.10.2015 г.) (статья 5 с изменениями, внесенными в соответствии с [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/5477-17/paran31#n31']Законом Украины от 06.11.2012 г. N 5477 - VI[/URL], в редакции [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran6#n6']Закона Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII[/URL]) [SIZE=4][B][B]Статья 6. Язык обращений и решений и ответов на них[/B][/B][/SIZE] Граждане имеют право обращаться к органам государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, должностных лиц на украинском или на другом языке, приемлемым для сторон. Решения относительно обращений граждан и ответа на них оформляются в соответствии с требованиями законодательства о языках. Такие решения и ответы могут быть изложены в переводе языком общения заявителя. [SIZE=4][B][B]Статья 7. Запрет отказа в принятии и рассмотрении обращения[/B][/B][/SIZE] Обращения, оформленные должным образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению. Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнания языка обращения. Если вопросы, затронутые в полученном органом государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, объединениями граждан или должностными лицами обращении, не входят в их полномочия, оно в срок не больше пять дней пересылается ими за принадлежностью соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается гражданину, который подал обращение. В случае, если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом или должностным лицом, оно в тот же срок возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями. Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются. [SIZE=4][B][B]Статья 8. Обращения, которые не подлежат рассмотрению и решению[/B][/B][/SIZE] Письменное обращение без указания места проживания, не подписанное автором (авторами), а также такое, из которого невозможно установить авторство, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое было решено по существу, а также те обращения, сроки рассмотрения которых предусмотрены статьей 17 данного Закона, и обращение лиц, признанных судом недееспособными. Решение о прекращении рассмотрения такого обращения принимает руководитель органа, о чем сообщается лицу, которое подало обращение. [SIZE=4][B][B]Статья 9. Запрет преследования граждан за подачу обращения и недопустимость принуждения их к его подаче[/B][/B][/SIZE] Запрещается преследование граждан и членов их семей за подачу обращения к органам государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, должностных лиц за критику в обращении их деятельности и решений. Никто не может быть заставлен к подаче собственного или подписанию коллективного обращения или участию в акциях в поддержку обращений других лиц или организаций. [SIZE=4][B][B]Статья 10. Запрет разглашения сведений, которые содержатся в обращениях[/B][/B][/SIZE] Не допускается разглашение полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия или сведений, которые представляют государственную или другую тайну, которая охраняется законом, и другой информации, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Не допускается выяснение данных о личности гражданина, которые не касаются обращения. По просьбе гражданина, изложенной в устной форме или указанное в тексте обращение, не подлежит разглашению его фамилия, местожительство и работа. Этот запрет не распространяется на случаи сообщения информации, которая содержится в обращении, лицам, которые имеют отношение к решению дела. [SIZE=4][B][B]Статья 11. Обращение к объединениям граждан[/B][/B][/SIZE] Полученные объединениями граждан обращения с замечаниями и предложениями относительно их деятельности рассматриваются этими объединениями и их органами в соответствии с уставами объединений, а заявления и жалобы на ущемление или нарушение ими прав граждан – в соответствии с этим Законом. [SIZE=4][B][B]Статья 12. Область применения данного Закона[/B][/B][/SIZE] Действие данного Закона не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовным процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым законодательством, законодательством о защите экономической конкуренции, законами Украины "[URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2453-17']О судоустройстве и статусе судей[/URL]" и "[URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3262-15']О доступе к судебным решениям[/URL]", [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2747-15']Кодексом административного судопроизводства Украины[/URL]", Законом Украины "[URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3206-17']О принципах предотвращения и противодействия коррупции[/URL]". (статья 12 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами Украины от 13.05.99 г. [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/653-14']N 653-XIV[/URL], от 20.11.2003 г. [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1294-15']N 1294 - IV[/URL], от 17.11.2011 г. [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/4054-17']N 4054 - VI[/URL], от 16.05.2013 г. [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/245-18/paran106#n106']N 245 - VII[/URL], от 13.05.2014 г. [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1261-18/paran145#n145']N 1261-VII[/URL]) [SIZE=4][B][B]Статья 13. Делопроизводство относительно обращений граждан[/B][/B][/SIZE] Делопроизводство относительно обращений граждан ведется в [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/348-97-%D0%BF']порядке[/URL], который устанавливается Кабинетом Министров Украины. [SIZE=4][B][B]Раздел II[/B][/B] [B][B]Порядок рассмотрения обращений граждан[/B][/B] [B][B]Статья 14. Рассмотрение предложений (замечаний) граждан[/B][/B][/SIZE] Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица обязаны рассмотреть предложения (замечания) и сообщить гражданину о результатах рассмотрения. Предложения (замечания) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций лично. [SIZE=4][B][B]Статья 15. Рассмотрение заявлений (ходатайств)[/B][/B][/SIZE] Органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица, руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, к полномочиям которых относится рассмотрение заявлений (ходатайств), обязаны объективно и своевременно рассматривать их, проверять изложенные в них факты, принимать решения в соответствии с действующим законодательством и обеспечивать их выполнение, сообщать гражданам о последствиях рассмотрения заявлений (ходатайств). Заявления (ходатайство) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций лично. Ответ по результатам рассмотрения заявлений (ходатайств) в обязательном порядке предоставляется тем органом, который получил эти заявления и в компетенцию которого входит решение затронутых в заявлениях (ходатайствах) вопросов, за подписью руководителя или лица, которое исполняет его обязанности. Решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении (ходатайстве), доводится до сведения гражданина в письменной форме со ссылкой на Закон и изложением мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения. [SIZE=4][B][B]Статья 16. Рассмотрение жалоб граждан[/B][/B][/SIZE] Жалоба на действия или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средств массовой информации, должностного лица подается в порядке подчиненности высшему органу или должностному лицу, которое не лишает гражданина права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением - непосредственно в суд. Жалобы Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий лично. Жалобы на решение общих собраний членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, юридических лиц, созданных на основе коллективной собственности, а также на решение высших государственных органов решаются в судебном порядке. Гражданин может подать жалобу лично или через уполномоченное на это другое лицо. Жалоба в интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц подается их законными представителями. Жалоба в интересах гражданина по его поручению, оформленному в установленном законом порядке, может быть подана другим лицом, трудовым коллективом или организацией, которая осуществляет правозащитную деятельность. К жалобе прилагаются имеющиеся у гражданина решения или копии решений, которые принимались по его обращениям раньше, а также другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются гражданину. [SIZE=4][B][B]Статья 17. Срок подачи жалобы[/B][/B][/SIZE] Жалоба на решение, которое обжаловалось, может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение одного года с момента его принятия, но не позже одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются. Пропущенный по уважительной причине срок может быть возобновлен органом или должностным лицом, которое рассматривает жалобу. Решение высшего государственного органа, который рассматривал жалобу, в случае несогласия с ним гражданин может быть обжаловано в суде в срок, предусмотренный законодательством Украины. [SIZE=4][B][B]Статья 18. Права гражданина при рассмотрении заявления или жалобы[/B][/B][/SIZE] Гражданин, который обратился с заявлением или жалобой к органам государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации, должностных лиц, имеет право: лично изложить аргументы лицу, которое проверяло заявление или жалобу, и участвовать в проверке поданной жалобы или заявления; знакомиться с материалами проверки; подавать дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает заявление или жалобу; присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы; пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, которая осуществляет правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке; получить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы; излагать устно или в письменном виде требование относительно соблюдения тайны рассмотрения заявления или жалобы; требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений. [SIZE=4][B][B]Статья 19. Обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации, их руководителей и других должностных лиц относительно рассмотрения заявлений или жалоб[/B][/B][/SIZE] Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, средства массовой информации, их руководители и другие должностные лица в пределах своих полномочий обязаны: объективно, всесторонне и вовремя проверять заявления или жалобы; в случае принятия решения об ограничении доступа гражданина к соответствующей информации при рассмотрении заявления или жалобы подготовить об этом мотивированное постановление; (часть первая статьи 19 дополнена новым абзацем третьим в соответствии с [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2384-15']Законом Украины от 20.01.2005 г. N 2384 - IV[/URL], в связи с этим абзацы третий - десятый считать соответственно абзацами четвертым - одиннадцатым) по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего органа, который рассматривает его заявление или жалобу; отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не отвечают закону или другим нормативным актам, безотлагательно принимать меры к прекращению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, которые способствовали нарушением; обеспечивать возобновление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений; в письменном виде сообщать гражданину о результатах проверки заявления или жалобы и суть принятого решения; принимать меры относительно возмещения в установленном законом порядке материальных убытков, если они были нанесены гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, по вине которых было допущено нарушение, а также по просьбе гражданина не позднее чем в месячный срок сообщить о принятом решении органу местного самоуправления, трудового коллектива или объединения граждан по месту жительства гражданина; в случае признания заявления или жалобы необоснованной разъяснить порядок обжалования принятого по нему решения; не допускать безосновательной передачи рассмотрения заявлений или жалоб другим органам; лично организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений или жалоб граждан, принимать меры к устранению причин, которые их порождают, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы. В случае необходимости и при наличии возможностей рассмотрение обращений граждан возлагается на должностное лицо или подразделение служебного аппарата, специально уполномоченные осуществлять эту работу, в пределах бюджетных ассигнований. Это положение не отменяет требования части девятой настоящей статьи. [SIZE=4][B][B]Статья 20. Срок рассмотрения обращений граждан[/B][/B][/SIZE] Обращения рассматриваются и решаются в срок не больше одного месяца с дня их поступления, а те, которые не нуждаются в дополнительном изучении, - безотлагательно, но не позже пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, которое подало обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти дней. По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения может быть сокращен от установленного настоящей статьей срока. Обращения граждан, которые имеют установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке. [SIZE=4][B][B]Статья 21. Бесплатность рассмотрения обращения[/B][/B][/SIZE] Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица рассматривают обращение граждан, не взимая платы. [SIZE=4][B][B]Статья 22. Личный прием граждан[/B][/B][/SIZE] Руководители и другие должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан обязаны проводить личный прием граждан. Прием проводится регулярно в установленные дни и часы, в удобное для граждан время, по месту их работы и проживания. Графики приема доводятся до сведения граждан. Порядок приема граждан в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, объединениях граждан определяется их руководителями. Все обращения граждан на личном приеме регистрируются. Если решить затронутые в устном обращении вопросы непосредственно на личном приеме невозможно, оно рассматривается в том же порядке, что и письменное обращение. О результатах рассмотрения гражданину сообщается в письменном виде или устно, по желанию гражданина. [SIZE=4][B][B]Статья 23. Организация приема граждан высшими должностными лицами[/B][/B][/SIZE] Высшие должностные лица государства - Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, Премьер-министр Украины - осуществляют прием в установленном ими порядке. [SIZE=4][B][B]Статья 23 1. Электронная петиция, порядок ее подачи и рассмотрения[/B][/B][/SIZE] Граждане могут обратиться к Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, органу местного самоуправления с электронными петициями через официальный веб-сайт органа, которому они адресованы, или веб-сайт общественного объединения, которое осуществляет сбор подписей в поддержку электронной петиции. В электронной петиции должна быть изложена суть обращения, указаны фамилия, имя, отчество автора (инициатора) электронной петиции, адрес электронной почты. На веб-сайте соответствующего органа или общественного объединения, которое осуществляет сбор подписей, обязательно указывается дата начала сбора подписей и информация относительно общего количества и перечня лиц, которые подписали электронную петицию. Электронная петиция не может содержать призывы к свержению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Украины, пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигания межэтнической, расовой, религиозной вражды, призывы к совершению террористических актов, посягательства на права и свободы человека. Ответственность за содержание электронной петиции несет автор (инициатор) электронной петиции. Для создания электронной петиции к Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, органу местного самоуправления ее автор (инициатор) заполняет специальную форму на официальном веб-сайте органа, которому она адресована, или веб-сайте общественного объединения, которое осуществляет сбор подписей в поддержку электронных петиций, и размещает текст электронной петиции. Электронная петиция обнародуется на официальном веб-сайте соответственно Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, органа местного самоуправления или на веб-сайте общественного объединения, которое осуществляет сбор подписей в поддержку электронных петиций, в течение двух рабочих дней со дня послания ее автором (инициатором). В случае несоответствия электронной петиции установленным требованиям обнародование такой петиции не осуществляется, о чем сообщается автору (инициатору) не позднее срока, установленного для обнародования. Дата обнародования электронной петиции на официальном веб-сайте соответственно Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, соответствующего органа местного самоуправления или на веб-сайте общественного объединения является датой начала сбора подписей на ее поддержку. Соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения во время сбора подписей в поддержку электронной петиции обязаны обеспечить: бесплатность доступа и пользования информационно-телекоммуникационной системой, с помощью которой осуществляется сбор подписей; электронную регистрацию граждан для подписания петиции; недопущение автоматического введения информации, в том числе подписание электронной петиции, без участия гражданина; фиксацию даты и времени обнародования электронной петиции и подписания ее гражданином. Электронная петиция, которая в установленный срок не набрала необходимого количества голосов в ее поддержку, по завершению срока сбора подписей ва ее поддержку рассматривается как обращение граждан в соответствии с данным Законом. Электронная петиция, адресованная соответственно Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, рассматривается в порядке, установленном настоящей статьей, при условии сбора на ее поддержку не менее как 25 000 подписей граждан на протяжении не больше трех месяцев со дня обнародования петиции. Требования к количеству подписей граждан в поддержку электронной петиции к органу местного самоуправления и сроку сбора подписей определяются уставом территориального общества. Электронная петиция, сбор подписей, в поддержку которой осуществлялся через веб-сайт общественного объединения и которая в течение установленного срока набрала необходимое количество подписей в ее поддержку, не позднее следующего дня после набора необходимого количества подписей посылается общественным объединением органа, которому адресована петиция, с указанием информации о дате начала сбора подписей, дате направления электронной петиции, общем количестве и перечне лиц, которые подписали электронную петицию (либо ссылка на источник такой информации в сети Интернет), срок сбора подписей, название и адрес электронной почты общественного объединения. Информация о начале рассмотрения электронной петиции, которая в установленный срок набрала необходимое количество голосов на ее поддержку, оглашается на официальном веб-сайте соответственно Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, соответствующего органа местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня после набора необходимого количества подписей в поддержку петиции, а в случае получения электронной петиции от общественного объединения - не позднее чем через два рабочих дня после получении такой петиции. Рассмотрение электронной петиции осуществляется безотлагательно, но не позже десяти рабочих дней со дня обнародования информации о начале ее рассмотрения. Если электронная петиция содержит ходатайство о ее рассмотрении на парламентских слушаниях в Верховной Раде Украины или общественных слушаниях соответствующего территориального общества, автор (инициатор) петиции имеет право представить электронную петицию на таких слушаниях. В таком случае срок рассмотрения электронной петиции продлевается на срок, необходимый для проведения соответствующих слушаний. [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/523/2015/paran11#n11']Порядок рассмотрения электронной петиции, адресованной Президенту Украины[/URL], Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, органу местного самоуправления, определяется соответственно Президентом Украины, Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, местным советом. О поддержке или не поддержке электронной петиции публично объявляется на официальном веб-сайте Президентом Украины - относительно электронной петиции, адресованной Президенту Украины, Председателем Верховной Рады Украины - относительно электронной петиции, адресованной Верховной Раде Украины, Премьер-министром Украины - относительно электронной петиции, адресованной Кабинету Министров Украины, председателем соответствующего местного совета - относительно электронной петиции, адресованной органу местного самоуправления. В ответе на электронную петицию сообщается о результатах рассмотрения затронутых в ней вопросов с соответствующим обоснованием. Ответ на электронную петицию не позднее следующего рабочего дня после окончания ее рассмотрения оглашается на официальном веб-сайте органа, которому она была адресована, а также направляется в письменном виде автору (инициатору) электронной петиции и соответствующему общественному объединению, которое осуществляло сбор подписей в поддержку соответствующей электронной петиции. В случае признания целесообразным изложенные в электронной петиции предложения могут реализовываться органом, которому она адресована, путем принятия по вопросам, отнесенным к его компетенции, соответствующему решению. Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, народными депутатами Украины по результатам рассмотрения электронной петиции могут разрабатываться и вноситься в установленном порядке на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты, направленные на решение затронутых в петиции вопросов. Информация о количестве подписей, полученных в поддержку электронной петиции, и сроках их сбора хранится не менее трех лет со дня обнародования петиции. (Закон дополнен статьей 23 1 в соответствии с [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/577-19/paran17#n17']Законом Украины от 02.07.2015 г. N 577 - VIII[/URL]) [SIZE=4][B][B]Раздел III[/B][/B] [B][B]Ответственность за нарушение законодательства об обращении граждан[/B][/B] [B][B]Статья 24. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об обращении граждан[/B][/B][/SIZE] Лица, виновные в нарушении данного Закона, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Украины. [SIZE=4][B][B]Статья 25. Возмещение убытков гражданину в связи с нарушением требований данного Закона при рассмотрении его жалобы[/B][/B][/SIZE] В случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, которые приняли неправомерное решение относительно обращения гражданина, возмещают ему нанесенные материальные убытки, связанные с представлением и рассмотрением жалобы, обоснованные расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, и потерянный за это время заработок. Споры о взыскании расходов рассматриваются в судебном порядке. Гражданину по его требованию и в порядке, установленном действующим законодательством, могут быть возмещены моральные убытки, нанесенные неправомерными действиями или решениями органа или должностного лица при рассмотрении жалобы. Размер возмещения моральных (неимущественных) убытков в денежном выражении определяется судом. [SIZE=4][B][B]Статья 26. Ответственность граждан за представление обращений противоправного характера[/B][/B][/SIZE] Представление гражданином обращения, которое содержит клевету и обиды, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан и их должностных лиц, руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и другим действиям, влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством. [SIZE=4][B][B]Статья 27. Возмещение расходов по проверке обращений, которые содержат заведомо неправдивые сведения[/B][/B][/SIZE] Расходы, сделанные органом государственной власти, местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией независимо от форм собственности, объединением граждан, средствами массовой информации в связи с проверкой обращений, которые содержат заведомо неправдивые сведения, могут быть взысканы с гражданина по решению суда. [SIZE=4][B][B]Статья 28. Контроль за соблюдением законодательства об обращении граждан[/B][/B][/SIZE] Контроль за соблюдением законодательства об обращении граждан в соответствии со своими полномочиями осуществляют Верховная Рада Украины, народные депутаты Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Уполномоченный по правам человека Верховной Рады Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные комитеты, депутаты местных советов, а также министерства, другие центральные органы исполнительной власти относительно подчиненных им предприятий, учреждений и организаций. [SIZE=4][B][B]Статья 29. Исключена(а это была статья о том, что граждане могут жаловаться в прокуратуру на нереагирование!!!!)[/B][/B][/SIZE] (в соответствии с [URL='http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1697-18/paran1093#n1093']Законом Украины от 14.10.2014 г. N 1697 - VII[/URL]) [B]Президент Украины[/B] [B]Л. КУЧМА[/B] [B]г. Киев 2 октября 1996 года N 393/96-ВР[/B] [/QUOTE]
Вставить цитаты…
Проверка
Ответить
Главная
Форумы
Раздел досуга с баней
Библиотека
Политический вестник
Закон Украины "Об обращении граждан"(включает про электронные петиции)