Меню
Главная
Форумы
Новые сообщения
Поиск сообщений
Наш YouTube
Пользователи
Зарегистрированные пользователи
Текущие посетители
Вход
Регистрация
Что нового?
Поиск
Поиск
Искать только в заголовках
От:
Новые сообщения
Поиск сообщений
Меню
Главная
Форумы
Раздел досуга с баней
Библиотека
Филонович "О коммунистической морали"
JavaScript отключён. Чтобы полноценно использовать наш сайт, включите JavaScript в своём браузере.
Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно.
Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать
другой
.
Ответить в теме
Сообщение
<blockquote data-quote="Маруся" data-source="post: 389423" data-attributes="member: 1"><p>Глава II</p><p>МОРАЛЬ РАБОЧЕГО КЛАССА</p><p></p><p><strong>Возникновение и формирование пролетарской морали</strong></p><p></p><p>Пролетарская мораль возникла в недрах буржуазного общества, в условиях безраздельного господства самых отвратительных черт капиталистической действительности. Ведя революционную борьбу, пролетариат вырабатывал в ходе её высокие моральные качества, понимание своей исторической миссии – ликвидация эксплуататорского общества и построение коммунизма.</p><p></p><p>«Добиваясь улучшения условий жизни, – писал В. И. Ленин,– рабочий класс поднимается вместе с тем и морально, и умственно, и политически, становится более способным осуществлять свои великие освободительные цели». В. И. Ленин. Соч., т. 18, стр. 68.</p><p></p><p>Сплоченность, солидарность трудящихся – характерные черты рабочего движения. Поэтому так понятен и близок оказался рабочим призыв Маркса и Энгельса «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»</p><p></p><p>Для выработки высокого нравственного самосознания пролетариат должен был перейти от стихийных выступлений к сознательной борьбе против капитала, к пониманию того, что только он является могильщиком капитализма. Этот переход стал возможным после появления научного социализма и распространения его в рабочем классе, после того, как борьбу рабочего класса против капитала возглавила партия рабочего класса. Пролетарская мораль стала могучей силой в борьбе трудящихся за свободу от эксплуатации.</p><p></p><p>Созданная В. И. Лениным Российская социал-демократическая партия мастерски осуществила соединение социализма с рабочим движением. Большевики неустанно работали над повышением политической сознательности рабочих, воспитывали чувство классовой солидарности, товарищества, взаимной поддержки, самоотверженности, честности, глубокой ненависти ко всякого рода угнетению и эксплуатации.</p><p></p><p>Сами условия существования трудящихся приводили их к совместным с товарищами действиям против общего врага за улучшение своего положения. Участие в забастовках, стачках вырабатывало у них ненависть к эксплуатации, приучало к совместной борьбе, способствовало формированию пролетарской морали.</p><p>Понимая, что в одиночку они не могут бороться против капиталиста, трудящиеся сплачиваются, в них растет и крепнет чувство товарищества, солидарности. </p><p></p><p>Очень хорошо показано это в фильме «Златые горы». Гонимый нуждой и голодом крестьянин приезжает в Петербург и поступает на Путиловский завод. Перед ним одна цель – заработать деньги для приобретения лошади. Он весь поглощен своей мечтой. Он и во сне видит, как, скопив нужную сумму денег, покупает белого коня и с торжеством возвращается к себе домой и деревню. Поэтому он не желает прекращать работу, когда на заводе начинается забастовка, и становится штрейкбрехером. За это хозяин жалует его золотыми часами. Но общение с рабочими, эксплуатация, которой подвергается крестьянин со стороны капиталиста, а самое главное, внимательное отношение передовых рабочих, членов партии постепенно открывают ему глаза на истинное положение вещей, и он в конце концов приходит в ряды революционеров. </p><p></p><p>Так из вчерашнего крестьянина, мелкого собственника под влиянием партии большевиков, рабочей среды, трудового коллектива вырос боец-революционер. М. И. Калинин писал: «Пролетарская мораль формировалась в самом рабочем обиходе – на заводах, фабриках, в мастерских...</p><p></p><p>Рабочие считали, например, справедливым возмездием избивать штрейкбрехеров, шпионов, фискалов, свирепых мастеров, снижающих расценки. Солидарность между рабочими, особенно во время конфликтов с предпринимателями, сознавалась если не всеми, то, по крайней мере, огромным большинством...</p><p></p><p>Каждая забастовка, каждый более или менее значительный конфликт на предприятии влекли за собой репрессии: увольнение так называемых зачинщиков, занесение в черный список, аресты. Рабочие собирали деньги в пользу пострадавших, всем чем могли помогали им... Это считалось в рабочей среде моральной обязанностью». М. И. Калинин. О коммунистическом воспитании. Избр. речи и статьи. «Молодая гвардия», 1956, стр. 331–332.</p><p></p><p>Суровую, полную опасностей борьбу пришлось вести рабочему классу, чтобы низвергнуть старое общество и взять власть в свои руки. Эта борьба требовала полного напряжения всех сил, организованности, дисциплины, героизма и самопожертвования, сплочённости и настойчивости. В огне подготовки и проведения пролетарской революции воспиталось и закалилось поколение людей, отдавших себя великому делу борьбы за победу революции, людей с высокими моральными качествами, таких, как Свердлов, Дзержинский, Киров, Бабушкин и многие другие пролетарские революционеры, память о которых переживёт века. Выдающимся образцом морального величия являются гении человечества К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.</p><p></p><p>Большую душу, великую любовь к народу, безграничную уверенность в правоте своего дела, готовность к любым жертвам надо было иметь для того, чтобы решиться всю свою жизнь связать с революцией. Конспиративные квартиры, тюрьмы, ссылки, скитания, эмиграция – все это мог выдержать только человек с высокой идейной убеждённостью и моральной непоколебимостью. Не случайно большевиков звали твердокаменными. Исключительная дисциплина, принципиальность, умение сосредоточить основные силы на решающем участке борьбы, пренебрежение к личному материальному благополучию и неустанная забота о нуждах народа – вот основные черты морального облика большевика-подпольщика.</p><p></p><p>Трудящиеся всегда знали, что в лице большевиков они найдут бескорыстных, верных помощников и советчиков, у которых слово не расходится с делом. Это давало возможность партии всегда рассчитывать на активную поддержку широких народных масс, укрепляло их связи с трудящимися.</p><p></p><p>Пример беззаветного служения народу пролетарских революционеров является образцом для современного поколения борцов за мир, демократию и социализм. В небольшом рассказе «Павел</p><p>Корчагин из Черной Африки» Борис Полевой повествует о судьбе молодого негра, жестоко избитого за участие в забастовке. </p><p></p><p>В бессознательном состоянии его подобрали рабочие, лечили, кормили, а потом «в каморке появился ещё один незнакомец. Он принес затрепанную книжку на английском языке, и все трое – хозяин, хозяйка и гость – стали советовать: да, её нужно прочесть. Наш собеседник начал читать лишь затем, чтобы не обидеть добрых людей, потом заинтересовался, увлёкся. Он был очень слаб. Сломанные рёбра болели, точно бы пульсируя под повязкой. Мучил кашель. С каждым плевком отхаркивался шматок густой крови, а комната начинала качаться. Уходило сознание. Но, придя в себя, больной снова брался за книгу. В ней говорилось о молодом рабочем, победившем с.мерть, страшную болезнь, оставшемся в строю. Отдельных страниц в книге не хватало. И негр из Чёрной Африки, мало что знавший о Советском Союзе, лёжа на топчане, закрыв глаза, старался мысленно заполнить пробелы повествования. В этих раздумьях о неведомой стране, о необыкновенных и таких далёких советских людях, о юноше, со странно звучавшим именем «Павка», негр постепенно обретал волю к жизни.</p><p></p><p>– Это великая книга, – говорил он нам с пылом. – Она сказала мне – выздоравливай, и я стал выздоравливать. Она приказала мне – встань на ноги... Она сделала меня тем, чем я теперь стал...</p><p></p><p>Новые друзья из местного отделения горняцкого профсоюза, опекавшие его во время болезни, посоветовали сменить фамилию. Для человека его племени в этом не было ничего необычного, ибо, по здешнему поверью, больной, вставший со смертного одра, должен изменить имя, чтобы дух смерти не мог его отыскать. Он взял себе имя и фамилию человека, которого считал своим спасителем. Спасителем и учителем. Так в Черной Африке появился Павел, или, точнее, Павка Корчагин, ставший одним из передовых профсоюзных вожаков в своем краю».</p><p></p><p>Победа Великой Октябрьской революции поставила перед большевиками совершенно новые задачи. Наряду с борьбой против внутренней и внешней контрреволюции пролетариату надо было управлять государством. Сколько настойчивости и упорства, дисциплинированности и целеустремленности, преданности делу партии и народа, сколько высокой моральной непоколебимости нужно было иметь каждому большевику, чтобы преодолеть все трудности!</p><p></p><p>В этих условиях слабые в моральном отношении, случайные, примазавшиеся к нашей партии люди, пасуя перед трудностями, отсеивались из её рядов. На протяжении всей своей истории партия неустанно очищала себя от морально нечистоплотных людей, проверяя их качества не по словам, а по конкретным делам.</p><p></p><p>Партия проделала огромную работу по воспитанию в народе высоких моральных качеств, новой, пролетарской морали. Если до Октябрьской революции партия мобилизовала трудящихся на борьбу с царизмом и поэтому главной задачей была «критика буржуазии, развитие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания, уменья сплотить свои силы»1, то с победой революции перед советским народом встали задачи, которые требовали от каждого гражданина нового отношения к государству, к труду, к товарищам, к своим общественным обязанностям. Должен был измениться весь моральный облик человека. В. И. Ленин. Соч., т. 31. стр. 265.</p><p></p><p>Труд в условиях царизма был бременем, труд после революции стал трудом для народа, для себя. Изменилось отношение к товарищам, окрепло чувство коллективизма.</p><p></p><p>Но построение социализма – это сложный и противоречивый процесс, происходящий в борьбе старого и нового, умирающего и нарождающегося. Новое общество во всех отношениях – и в экономическом, и в идеологическом, и в нравственном – сохраняет ещё «родимые пятна» старого общества, из которого оно вышло.</p><p></p><p>Новый Мир приходилось строить силами людей, всю свою жизнь проживших в условиях капитализма. Естественно, что эти люди сохранили традиции, привычки и предрассудки старого общества. Ленин предупреждал, что следы старого ещё некоторое время останутся и даже будут преобладать над ростками нового.</p><p></p><p>Мы даже сейчас, через сорок с лишним лет после Октябрьской революции, ещё не полностью освободились от пережитков капитализма. А в те годы обыкновенному питерскому или московскому рабочему было неизмеримо труднее. Долгие годы завод или фабрика, на которой он работал, принадлежала хозяину, с которым рабочий вел непрерывную борьбу за улучшение своего положения. </p><p></p><p>Но вот революция победила, и предприятие стало принадлежать государству. Мог ли этот рабочий внезапно изменить свое отношение к труду? Конечно, нет!</p><p></p><p>Ленин неоднократно указывал, что задача воспитания людей, выработки нового отношения к труду, привития новых норм морали во много раз труднее, чем завоевание власти. Он писал, что у рабочего «сохранилось много традиционной психологии капиталистического общества. Рабочие строят новое общество, не превратившись а новых людей, которые чисты от грязи старого мири, а стоя по колени ещё в этой грязи. Приходится только мечтать о том, чтобы очиститься от этой грязи. Было бы глубочайшей утопией думать, что это можно сделать немедленно». В. И. Ленин. Соч., т. 28, стр. 403.</p><p></p><p><strong>Культ личности и мораль</strong></p><p></p><p>Необходимо отметить, что большой вред как в деле воспитания трудящихся в духе коммунистической нравственности, так и в отношении теоретической разработки вопросов морали (этики) нанес культ личности Сталина.</p><p></p><p>Если вдуматься в смысл сочетания двух слов – «культ личности», то мы увидим, что они означают слепое преклонение перед авторитетом одного лица, одного человека. Этому человеку приписываются какие-то сверхъестественные способности всё знать, все уметь, на всё влиять. </p><p></p><p>Мы священников и попов называем служителями культа. Известен культ Будды, культ аллаха, культ Христа. Но это боги. Мы знаем, что их нет. А Сталин долгие годы стоял во главе нашей партии и государства и полагал, что он не ответствен перед народом, перед партией, допускал непомерное возвеличивание своей личности, поставив себя в положение, при котором он «всем заведовал, как бог».</p><p></p><p>Культ личности Сталина нанес ущерб строительству социализма, развитию марксистско-ленинской науки, советскому обществу. В период культа личности были допущены грубые нарушения социалистической законности, что привело к гибели многих невинных людей, в том числе деятелей партии и государства.</p><p></p><p>Но, пожалуй, наиболее глубокий и наиболее труднопоправимый вред культ личности нанёс в области нравственности. Он замедлил распространение в нашей стране принципов и норм коммунистической морали. Культ личности порождал уродства на местах, где тот или иной начальник также превращался в «культ» местного масштаба. Тем самым принижалось значение критики, каждое слово любого начальника рассматривалось как отголосок указаний Сталина, а выступления против них – как враждебные народу.</p><p></p><p>Вот характеристика инструктора райкома партии Ксении Яранцевой в книге Е. Мальцева «Войди в каждый дом», принципом работы которой был отказ от всякой инициативы: «Ксения была непоколебимо убеждена в одной истине – вышестоящим организациям и возглавляющим их работникам всегда известно всё, и плохое и хорошее, что происходит в каждом районе, и если почему-либо в обкоме не находят нужным менять то, что на месте кажется уже отжившим, значит, не назрели ещё условия для таких перемен. И не её дело сомневаться в разумности того, что исходит свыше! Придет время – скажут! Она слишком маленький человек, чтобы рассуждать о достоинствах и недостатках тех, кто доверием ЦК поставлен ею руководить и кто, конечно, видит дальше и лучше».</p><p></p><p>Культ личности Сталина, допущенные при нем грубые нарушения советской законности, репрессии против честных людей были несовместимы с ленинскими нормами партийной жизни, с гуманистическим характером Советского государства, с принципами и нормами коммунистической морали. </p><p></p><p>Нравственное воспитание нашего народа осложнялось теми противоречиями между словами и делами, которые на каждом шагу видели простые советские люди, фактами очковтирательства и показухи. Более того, людям нередко приходилось поступать против своей совести.</p><p></p><p>Следовательно, вред культа личности в области морали заключался в том, что он, вырабатывая у людей преклонение, преданность отдельным личностям, приводил к подхалимству, прислужничеству, поощрял самодовольство, зазнайство. В то же время обстановка культа личности принижала значение народных масс, сковывала их инициативу, обрекала на бездействие и пассивность.</p><p></p><p>Но культ личности не остановил и не мог остановить поступательного движения нашего общества по пути к коммунизму. Он мешал этому движению, в определенной степени замедлял его, но демократические принципы подлинного народовластия были живы и действовали.</p><p></p><p>Партия не могла, не имела права сохранить в тайне от народа порочные методы деятельности Сталина. Моральной обязанностью партии было сказать народу правду. И партия сделала это. Она поступила по-ленински, не боясь признания своих ошибок, и тем самым ещё раз продемонстрировала всему миру свою силу и монолитность, свое единение с народом. Жизнь показала, что такая позиция нашей партии была единственно правильной, полностью отвечающей потребностям исторического развития, интересам и нуждам трудящихся.</p><p></p><p>Осуждение культа личности укрепило связь партии с народом, обеспечило бурное развитие народного хозяйства, науки, культуры, техники, создало в стране нравственную атмосферу доверия к человеку, уважения его достоинства, ещё выше подняло знамя гуманизма, открыло широкий простор творческой инициативе трудящихся, вдохновило советских людей на новые подвиги во имя скорейшего построения коммунистического общества.</p><p></p><p>Сегодня мы можем сказать, что постоянная забота партии о воспитании трудящихся в духе принципов пролетарской морали дала свои замечательные результаты. В нашей стране сформировался нравственный облик нового человека – борца за коммунизм, коллективиста, патриота, человека, для которого благо народа, интересы общества превыше всего.</p><p></p><p><strong>Мораль всего трудового народа</strong></p><p></p><p>Пролетарская мораль отличается от любой другой системы морали тем, что она, по сути дела, является общечеловеческой (при условии, если человеком считать только трудящегося, а эксплуататора именовать его настоящим именем – паразит, как он и называется в нашем партийном гимне – «Интернационале», потому что интересы рабочего класса совпадают с интересами всего человечества. Пролетариат не мыслит своей свободы без свободы всех простых людей земного шара. Он борется за освобождение общества от эксплуатации, за ликвидацию вообще всяких классов, за равные права для всех. Таким образом, впервые в истории совпадает классовое и общенародное содержание морали.</p><p></p><p>Громадное влияние на формирование пролетарской морали оказывает Коммунистическая партия. Руководя борьбой рабочего класса, партия вооружает его передовой марксистско-ленинской теорией, помогает ему осознать себя, определить свое место в революционной борьбе.</p><p></p><p>Идеологической основой пролетарской морали является подлинно научное мировоззрение – марксизм-ленинизм. Он даёт возможность трудящимся правильно разобраться в сложных явлениях окружающей нас действительности. Не покорность и смирение, не упование на дары божьи, а непоколебимую веру в свои силы, в труд, в разум и возможность достижения любой цели, которую ставит перед собой общество, воспитывает в человеке марксизм.</p><p></p><p>Коммунистическая мораль, отражая интересы рабочего класса, тем самым выражает интересы и чаяния простых людей земли, всех, кто трудится, кто честно, не за счет других добывает себе всё необходимое для жизни. Поэтому коммунистическая мораль является моралью всего трудового народа. А когда сгинет последний капиталист и единственным владыкой мира будет труд, она обогатится, расцветет, дополнится новыми принципами и станет общей для всего человечества. </p><p></p><p>Предвидя это, Энгельс писал:</p><p>«Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике». К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 96.</p><p></p><p>Поэтому сегодня, «отвергая классовую мораль эксплуататоров, коммунисты противопоставляют извращенным эгоистическим взглядам и нравам старого мира коммунистическую мораль – самую справедливую и благородную мораль, выражающую интересы в идеалы всего трудящегося человечества». «Материалы XXII съезда.КПСС», стр. 410.</p><p></p><p>Полную беспомощность проявляют идеологи капиталистического мира, когда пытаются разобраться в явлениях нашей жизни, в причинах наших успехов. Это для них «книга за семью печатями», «загадка», «секрет». Но это никогда не было секретом для Ленина, для партии. Они знали, на какие подвиги способен народ, когда он свободен, они верили в его творческие силы.</p><p></p><p>Став хозяином своей судьбы и своей жизни, каждый советский человек должен испытывать, чувство личной моральной ответственности не только за себя, но и за судьбу наших планов, за успех нашего дела на любом участке строительства коммунизма. Одним из замечательных качеств советского гражданина должно быть коммунистическое беспокойство. </p><p></p><p>Настоящему советскому человеку не может быть безразличным ничто происходящее в нашей стране, в странах социалистического лагеря, на всем земном шаре. Он всегда сумеет увидеть нужное и полезное для успехов нашего дела и поддержит его, бесстрашно выступит против всего того, что мешает нам жить и бороться. Эта характерная черта строителя коммунизма нашла свое выражение в моральном кодексе, одной из нравственных заповедей которого является: «Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству».</p><p></p><p>Коммунистическое беспокойство заставляет человека всегда и настойчиво трудиться, совершенствовать производство, вникать во все его стороны, искать новое, прогрессивное, все то, что помогает, способствует нашему движению вперед по пути к коммунизму. У советского человека вырабатывается сознание того, что нет и не может быть маленьких, незаметных должностей, что всякая должность – государственный пост, что на любом месте можно сделать очень и очень многое для нашей общей пользы.</p><p></p><p>Советские люди способны на такие дела, каких не может быть в условиях капиталистической действительности. Самому великому фантасту не придет в голову мысль нарисовать картину, как в капиталистическом обществе собрались рабочие и стали обсуждать, что им сделать для повышения производительности труда, для снижения себестоимости продукции, для укрепления трудовой дисциплины и мобилизации внутренних ресурсов. </p><p></p><p>У нас же, в Советском Союзе, забота простых тружеников о повышении производительности труда, снижении себестоимости продукции является реальной действительностью. Каждый из нас стремится не только к собственным высоким показателям, но и к тому, чтобы наш товарищ достиг той же высоты. Человек – человеку, бригада – бригаде, коллектив – коллективу. Отметается в сторону понятие «чужое», его не должно быть в нашей стране, в наших условиях. Всё – свое, родное. Всё, чего достиг один, щедро отдается товарищам, и, крепко взявшись за руки, весь народ преодолевает все и всяческие препятствия на пути к коммунизму.</p><p></p><p>Мы не закрываем глаза на то, что среди нас есть ещё моральные калеки: паразиты, тунеядцы, бездельники, индивидуалисты. Мы не сомневаемся, что многие из тех, кто заблуждается сегодня и под влиянием различных причин ещё не идет в одном строю с нами, поймут свою ошибку и придут к нам. </p><p></p><p>Мы им в этом поможем, протянем дружескую руку. Ну, а те, кто будет упорствовать, пусть пеняют на себя. На свалке истории есть ещё место и для паразитов, и для тунеядцев.</p><p></p><p>Коммунистическая мораль является самой передовой и прогрессивной. «Коммунистическая мораль включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками». «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 410.</p><p></p><p><strong>Превосходство коммунистической морали над буржуазной</strong></p><p></p><p>Несколько лет назад ряд американских влиятельных газет и журналов развернул на своих страницах дискуссию на на темы: «Есть ли у Америки цель?», «Куда идет страна?» </p><p></p><p>В дискуссии приняли участие видные деятели и ученые страны. Почему вдруг возникла необходимость обсуждать эти вопросы? Дело в том, что всё большее и большее число американцев начинает задумываться над причинами краха внутренней и внешней политики США, долголетнего топтания экономики на одном месте, падения престижа страны, увеличения преступности и других весьма неприятных для США явлений. Америка зашла в тупик.</p><p></p><p>Никаких новых целей, кроме цели обогатиться за счет ограбления других, американский и любой другой капиталист перед своими народами поставить не может. Классическая литература Запада рисует нам крушение иллюзий молодого человека, стремящегося к благородным целям служения человечеству, к борьбе за лучшую жизнь, за устранение социальной несправедливости. </p><p></p><p>Эти возвышенные идеалы не поддерживаются обществом, в котором он живет. Сбылись слова великого английского писателя Чарльза Диккенса, который ещё в прошлом веке писал: «Придет час, и человек, как нельзя более уверенный в своей проницательности и прозорливости, человек, который похваляется своим презрением к другим людям и доказывает свою правоту, ссылаясь на нажитое золото и серебро, усердный поклонник мудрого правила: «каждый за себя, а бог за всех» (ну, разве это не высокая мудрость считать, что всевышний на небесах покровительствует корысти и эгоизму!), – придет час, и человек этот узнает, что вся его мудрость – безумие идиота по сравнению с чистым и простым сердцем!»</p><p></p><p>Понимая опасность всё более и более распространяющегося в США и других странах капитала аморализма, буржуазные идеологи, не имея возможности создать хоть видимость какого-то морального стимула, пытаются сформировать некую «новую мораль», с помощью которой можно было бы примирить трудящихся с капиталом, увековечить эксплуатацию и нищету, ослабить революционную борьбу трудящихся и добиться «всеобщего социального примирения». Они стремятся замаскировать гниющий полутруп империализма обветшалыми заплатками в виде «абсолютной честности», «абсолютной чистоты», «абсолютной любви».</p><p></p><p>При этом они обвиняют коммунистов в стремлении к агрессии, в попытках «отнять свободу у свободного мира». </p><p></p><p>В 1961 г. в американских газетах было опубликовано обращение организации</p><p>«Моральное перевооружение», озаглавленное «Час настал. Проснитесь, ради бога». В нем говорилось: «На мировом фронте на нас наступает безбожный коммунизм, на внутреннем фронте – безбожный материализм... Это идеологическая война. Мы проигрываем ее... Америке нужна идеология». Но в действительности никакой капиталистический учёный и философ, будь он хоть семи пядей во лбу, каких-либо положительных идеалов создать не может.</p><p></p><p>Народам нужен мир! А капитализм не может устранить из жизни человечества войну, потому что он сам является источником военных конфликтов.</p><p></p><p>Народам нужна свобода! Но капитализм не может дать народам ее, ибо частная собственность разъединяет людей, ставит их в неравное положение, делает их рабами капитала.</p><p></p><p>Народам нужна материальная обеспеченность! Но капитализм не может решить эту проблему, потому что цель его – нажива, прибыль. Получение же её невозможно без эксплуатации и ограбления народных масс. </p><p></p><p>На фоне мрачной капиталистической действительности возвышается стройная система нашей коммунистической морали, принципы которой стали принципами жизни миллионов и миллионов людей. Мы гордимся, когда слышим из уст врага такие слова: «Многие из коммунистов, почти большинство, готовы принести себя в жертву своему делу. Они хорошо подготовлены и чрезвычайно компетентны. </p><p></p><p>Нам приходится иметь дело с настоящим революционным пылом. Это угроза большая, чем простой заговор, потому что коммунисты, видимо, предлагают то, к чему стремится значительная часть человечества». Так заявил бывший глава американской разведки Аллен Даллес. Признание показательное. Так пусть империалисты не удивляются тому, что «американский образ жизни» с его отвратительными чертами стяжательства и продажности, с безудержной проповедью культа силы и жестокости привел к тому, что правдивость, честность в глазах многих американцев не имеют никакого значения. Пусть они не удивляются тому, что многие американцы живут без цели, без идеи, без надежды на будущее.</p><p></p><p>«Коммунисты отвергают мораль буржуазного общества, где понятие «моё» является высший принципом, а богатство одних возможно лишь за счёт разорения других, где культивируется растлевающая психология эгоизма, стяжательства, жажды обогащения. Коммунисты противопоставляют миру частной собственности общественную собственность, буржуазному индивидуализму – принцип товарищества и коллективизма». «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 84.</p><p></p><p>Капиталисты считают, что право эксплуатировать трудящихся есть одна из норм существования человеческого общества. </p><p>Коммунисты отвергают эксплуатацию, объявляют её вне закона, борются за её полное уничтожение. Капиталисты утверждают, что пренебрежение к «цветным» народам, национальная вражда являются нормальным явлением. </p><p>Коммунисты отвергают это и считают всех людей, независимо от расы, нации, вероисповедания, языка, равноправными. Капиталисты уверены, что война – неизбежное, неотвратимое явление в жизни человека, и, всемерно развивая гонку вооружений, стремятся к развязке новой мировой войны. Коммунисты являются противниками несправедливых, грабительских войн и считают, что войны можно навсегда исключить из жизни народов. </p><p>Капиталисты считают паразитизм узаконенной формой существования человека. Коммунисты заявляют, что, кто не работает, тот не ест.</p><p></p><p>Что бы ни говорили буржуазные моралисты, как бы они ни распинались о вечной добродетели, об общечеловеческой сущности своей морали, об универсальной справедливости, они не смогут скрыть пропасти между тем, что проповедуется буржуазией на словах, и тем, что делается ею на практике.</p><p></p><p>Проповедуют: «будь искренним», а сами лицемерят и в мыслях, и в чувствах, скрывают свои истинные убеждения.</p><p></p><p>Наставляют: «честно трудись», а сами живут тунеядцами и паразитами.</p><p></p><p>Призывают: «не воруй», а сами живут за счет краденого труда. Говорят: «соблюдай святость брака», а сами погрязают в разврате.</p><p></p><p>Эта пропасть между словом и делом пронизывает всю жизнь в капиталистическом мире.</p><p></p><p>Поэтому мы не ошибёмся, если скажем, что на деле принципами буржуазной морали являются: индивидуализм, оправдание эксплуатации человека человеком, борьба за личный успех, человеконенавистничество, национализм, перерастающий в расовую нетерпимость.</p><p></p><p>Условия капиталистической действительности таковы, что они исключают возможность для человека жить иначе как по принципу: <strong>«Урвать у другого для себя, иначе он урвёт у тебя»</strong>. «Пусть погибает общество, родина, человечество, лишь бы я сделал состояние! – вот лозунг капиталиста», – говорил Лафарг. </p><p></p><p>Поэтому многие действуют так, чтобы добиться только своего личного успеха. Капитализм лишает человека свободы и оставляет ему лишь её иллюзию, выраженную в словах: «Мой дом – моя крепость». </p><p></p><p>И каждый в своей «крепости» ведёт в одиночку борьбу за существование. Пролетарская же мораль основана на совершенно противоположных принципах: борьба за укрепление и завершение коммунизма, коллективизм, коммунистическое отношение к труду, гуманизм, патриотизм и интернационализм.</p><p></p><p>Это принципы не только морали. Они являются ведущими принципами всей духовной жизни нашего общества и сплачивают народы Советского Союза в единую семью, где успех и счастье каждого зависят от успеха и счастья многих, где каждый готов помочь другому, где великая цель – строительство коммунизма – вдохновляет людей на трудовые подвиги, вызывающие восхищение и изумление всего мира. </p><p></p><p>Отсюда и моральные качества людей, руководствующихся в своей повседневной жизни коммунистической моралью, совершенно противоположны моральным качествам людей, на которых распространяет своё влияние буржуазная мораль.</p><p></p><p>Буржуазная мораль воспитывает такие отвратительные черты</p><p>характера, как:</p><p></p><p>Индивидуализм: Пусть мне будет хорошо, а до других мне нет дела.</p><p></p><p>Паразитизм: Не сядешь на шею другого, он сядет на твою.</p><p></p><p>Беспринципность: Главное – это заработать как можно больше денег, а каким путем – неважно, деньги Не пахнут.</p><p></p><p>Лживость: Человек не может сказать правду, ибо, как правило, для своего успеха надо обмануть.</p><p></p><p>Скрытность: Надо держать в тайне свои планы, иначе их невозможно будет осуществить.</p><p></p><p>Безразличие: Зачем лезть в глубину жизни, проще и спокойнее скользить по её поверхности. День прошел, и ладно.</p><p></p><p>Принципы коммунистической нравственности воспитывают в людях социалистического общества:</p><p></p><p>Коллективизм: Мы делаем общее дело и должны помогать друг другу. Беда моего товарища – моя беда.</p><p></p><p>Трудолюбие: Я работаю на себя, на народ, и, чем лучше я буду работать, тем лучше мы будем жить.</p><p></p><p>Любовь к Родине: Моя страна – моя жизнь! Я не мыслю себя иначе как её сыном.</p><p></p><p>Честность: Я делаю асе для успеха моей Родины и народа, и в этой деятельности мне нечего утаивать от своих товарищей.</p><p></p><p>Скромность: Я член коллектива, и все, что сделано мной, сделано в содружестве с моими товарищами.</p><p></p><p>Принципиальность: Беззаконие и нарушение порядка вредит нашему общему делу – построению коммунизма. Поэтому я не могу допустить этого.</p><p></p><p>Оптимизм: Я верю в справедливость нашего общего дела, верю в силы народа, способного решить любые задачи. Я верю, что нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме.</p><p></p><p>Ненависть к угнетателям: Я не мыслю своей жизни без свободы и свободного труда, Поэтому я ненавижу угнетателей и паразитов.</p><p></p><p>Простое сравнение буржуазной и пролетарской морали наглядно свидетельствует, что коммунистической нравственности принадлежит будущее.</p></blockquote><p></p>
[QUOTE="Маруся, post: 389423, member: 1"] Глава II МОРАЛЬ РАБОЧЕГО КЛАССА [B]Возникновение и формирование пролетарской морали[/B] Пролетарская мораль возникла в недрах буржуазного общества, в условиях безраздельного господства самых отвратительных черт капиталистической действительности. Ведя революционную борьбу, пролетариат вырабатывал в ходе её высокие моральные качества, понимание своей исторической миссии – ликвидация эксплуататорского общества и построение коммунизма. «Добиваясь улучшения условий жизни, – писал В. И. Ленин,– рабочий класс поднимается вместе с тем и морально, и умственно, и политически, становится более способным осуществлять свои великие освободительные цели». В. И. Ленин. Соч., т. 18, стр. 68. Сплоченность, солидарность трудящихся – характерные черты рабочего движения. Поэтому так понятен и близок оказался рабочим призыв Маркса и Энгельса «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Для выработки высокого нравственного самосознания пролетариат должен был перейти от стихийных выступлений к сознательной борьбе против капитала, к пониманию того, что только он является могильщиком капитализма. Этот переход стал возможным после появления научного социализма и распространения его в рабочем классе, после того, как борьбу рабочего класса против капитала возглавила партия рабочего класса. Пролетарская мораль стала могучей силой в борьбе трудящихся за свободу от эксплуатации. Созданная В. И. Лениным Российская социал-демократическая партия мастерски осуществила соединение социализма с рабочим движением. Большевики неустанно работали над повышением политической сознательности рабочих, воспитывали чувство классовой солидарности, товарищества, взаимной поддержки, самоотверженности, честности, глубокой ненависти ко всякого рода угнетению и эксплуатации. Сами условия существования трудящихся приводили их к совместным с товарищами действиям против общего врага за улучшение своего положения. Участие в забастовках, стачках вырабатывало у них ненависть к эксплуатации, приучало к совместной борьбе, способствовало формированию пролетарской морали. Понимая, что в одиночку они не могут бороться против капиталиста, трудящиеся сплачиваются, в них растет и крепнет чувство товарищества, солидарности. Очень хорошо показано это в фильме «Златые горы». Гонимый нуждой и голодом крестьянин приезжает в Петербург и поступает на Путиловский завод. Перед ним одна цель – заработать деньги для приобретения лошади. Он весь поглощен своей мечтой. Он и во сне видит, как, скопив нужную сумму денег, покупает белого коня и с торжеством возвращается к себе домой и деревню. Поэтому он не желает прекращать работу, когда на заводе начинается забастовка, и становится штрейкбрехером. За это хозяин жалует его золотыми часами. Но общение с рабочими, эксплуатация, которой подвергается крестьянин со стороны капиталиста, а самое главное, внимательное отношение передовых рабочих, членов партии постепенно открывают ему глаза на истинное положение вещей, и он в конце концов приходит в ряды революционеров. Так из вчерашнего крестьянина, мелкого собственника под влиянием партии большевиков, рабочей среды, трудового коллектива вырос боец-революционер. М. И. Калинин писал: «Пролетарская мораль формировалась в самом рабочем обиходе – на заводах, фабриках, в мастерских... Рабочие считали, например, справедливым возмездием избивать штрейкбрехеров, шпионов, фискалов, свирепых мастеров, снижающих расценки. Солидарность между рабочими, особенно во время конфликтов с предпринимателями, сознавалась если не всеми, то, по крайней мере, огромным большинством... Каждая забастовка, каждый более или менее значительный конфликт на предприятии влекли за собой репрессии: увольнение так называемых зачинщиков, занесение в черный список, аресты. Рабочие собирали деньги в пользу пострадавших, всем чем могли помогали им... Это считалось в рабочей среде моральной обязанностью». М. И. Калинин. О коммунистическом воспитании. Избр. речи и статьи. «Молодая гвардия», 1956, стр. 331–332. Суровую, полную опасностей борьбу пришлось вести рабочему классу, чтобы низвергнуть старое общество и взять власть в свои руки. Эта борьба требовала полного напряжения всех сил, организованности, дисциплины, героизма и самопожертвования, сплочённости и настойчивости. В огне подготовки и проведения пролетарской революции воспиталось и закалилось поколение людей, отдавших себя великому делу борьбы за победу революции, людей с высокими моральными качествами, таких, как Свердлов, Дзержинский, Киров, Бабушкин и многие другие пролетарские революционеры, память о которых переживёт века. Выдающимся образцом морального величия являются гении человечества К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Большую душу, великую любовь к народу, безграничную уверенность в правоте своего дела, готовность к любым жертвам надо было иметь для того, чтобы решиться всю свою жизнь связать с революцией. Конспиративные квартиры, тюрьмы, ссылки, скитания, эмиграция – все это мог выдержать только человек с высокой идейной убеждённостью и моральной непоколебимостью. Не случайно большевиков звали твердокаменными. Исключительная дисциплина, принципиальность, умение сосредоточить основные силы на решающем участке борьбы, пренебрежение к личному материальному благополучию и неустанная забота о нуждах народа – вот основные черты морального облика большевика-подпольщика. Трудящиеся всегда знали, что в лице большевиков они найдут бескорыстных, верных помощников и советчиков, у которых слово не расходится с делом. Это давало возможность партии всегда рассчитывать на активную поддержку широких народных масс, укрепляло их связи с трудящимися. Пример беззаветного служения народу пролетарских революционеров является образцом для современного поколения борцов за мир, демократию и социализм. В небольшом рассказе «Павел Корчагин из Черной Африки» Борис Полевой повествует о судьбе молодого негра, жестоко избитого за участие в забастовке. В бессознательном состоянии его подобрали рабочие, лечили, кормили, а потом «в каморке появился ещё один незнакомец. Он принес затрепанную книжку на английском языке, и все трое – хозяин, хозяйка и гость – стали советовать: да, её нужно прочесть. Наш собеседник начал читать лишь затем, чтобы не обидеть добрых людей, потом заинтересовался, увлёкся. Он был очень слаб. Сломанные рёбра болели, точно бы пульсируя под повязкой. Мучил кашель. С каждым плевком отхаркивался шматок густой крови, а комната начинала качаться. Уходило сознание. Но, придя в себя, больной снова брался за книгу. В ней говорилось о молодом рабочем, победившем с.мерть, страшную болезнь, оставшемся в строю. Отдельных страниц в книге не хватало. И негр из Чёрной Африки, мало что знавший о Советском Союзе, лёжа на топчане, закрыв глаза, старался мысленно заполнить пробелы повествования. В этих раздумьях о неведомой стране, о необыкновенных и таких далёких советских людях, о юноше, со странно звучавшим именем «Павка», негр постепенно обретал волю к жизни. – Это великая книга, – говорил он нам с пылом. – Она сказала мне – выздоравливай, и я стал выздоравливать. Она приказала мне – встань на ноги... Она сделала меня тем, чем я теперь стал... Новые друзья из местного отделения горняцкого профсоюза, опекавшие его во время болезни, посоветовали сменить фамилию. Для человека его племени в этом не было ничего необычного, ибо, по здешнему поверью, больной, вставший со смертного одра, должен изменить имя, чтобы дух смерти не мог его отыскать. Он взял себе имя и фамилию человека, которого считал своим спасителем. Спасителем и учителем. Так в Черной Африке появился Павел, или, точнее, Павка Корчагин, ставший одним из передовых профсоюзных вожаков в своем краю». Победа Великой Октябрьской революции поставила перед большевиками совершенно новые задачи. Наряду с борьбой против внутренней и внешней контрреволюции пролетариату надо было управлять государством. Сколько настойчивости и упорства, дисциплинированности и целеустремленности, преданности делу партии и народа, сколько высокой моральной непоколебимости нужно было иметь каждому большевику, чтобы преодолеть все трудности! В этих условиях слабые в моральном отношении, случайные, примазавшиеся к нашей партии люди, пасуя перед трудностями, отсеивались из её рядов. На протяжении всей своей истории партия неустанно очищала себя от морально нечистоплотных людей, проверяя их качества не по словам, а по конкретным делам. Партия проделала огромную работу по воспитанию в народе высоких моральных качеств, новой, пролетарской морали. Если до Октябрьской революции партия мобилизовала трудящихся на борьбу с царизмом и поэтому главной задачей была «критика буржуазии, развитие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания, уменья сплотить свои силы»1, то с победой революции перед советским народом встали задачи, которые требовали от каждого гражданина нового отношения к государству, к труду, к товарищам, к своим общественным обязанностям. Должен был измениться весь моральный облик человека. В. И. Ленин. Соч., т. 31. стр. 265. Труд в условиях царизма был бременем, труд после революции стал трудом для народа, для себя. Изменилось отношение к товарищам, окрепло чувство коллективизма. Но построение социализма – это сложный и противоречивый процесс, происходящий в борьбе старого и нового, умирающего и нарождающегося. Новое общество во всех отношениях – и в экономическом, и в идеологическом, и в нравственном – сохраняет ещё «родимые пятна» старого общества, из которого оно вышло. Новый Мир приходилось строить силами людей, всю свою жизнь проживших в условиях капитализма. Естественно, что эти люди сохранили традиции, привычки и предрассудки старого общества. Ленин предупреждал, что следы старого ещё некоторое время останутся и даже будут преобладать над ростками нового. Мы даже сейчас, через сорок с лишним лет после Октябрьской революции, ещё не полностью освободились от пережитков капитализма. А в те годы обыкновенному питерскому или московскому рабочему было неизмеримо труднее. Долгие годы завод или фабрика, на которой он работал, принадлежала хозяину, с которым рабочий вел непрерывную борьбу за улучшение своего положения. Но вот революция победила, и предприятие стало принадлежать государству. Мог ли этот рабочий внезапно изменить свое отношение к труду? Конечно, нет! Ленин неоднократно указывал, что задача воспитания людей, выработки нового отношения к труду, привития новых норм морали во много раз труднее, чем завоевание власти. Он писал, что у рабочего «сохранилось много традиционной психологии капиталистического общества. Рабочие строят новое общество, не превратившись а новых людей, которые чисты от грязи старого мири, а стоя по колени ещё в этой грязи. Приходится только мечтать о том, чтобы очиститься от этой грязи. Было бы глубочайшей утопией думать, что это можно сделать немедленно». В. И. Ленин. Соч., т. 28, стр. 403. [B]Культ личности и мораль[/B] Необходимо отметить, что большой вред как в деле воспитания трудящихся в духе коммунистической нравственности, так и в отношении теоретической разработки вопросов морали (этики) нанес культ личности Сталина. Если вдуматься в смысл сочетания двух слов – «культ личности», то мы увидим, что они означают слепое преклонение перед авторитетом одного лица, одного человека. Этому человеку приписываются какие-то сверхъестественные способности всё знать, все уметь, на всё влиять. Мы священников и попов называем служителями культа. Известен культ Будды, культ аллаха, культ Христа. Но это боги. Мы знаем, что их нет. А Сталин долгие годы стоял во главе нашей партии и государства и полагал, что он не ответствен перед народом, перед партией, допускал непомерное возвеличивание своей личности, поставив себя в положение, при котором он «всем заведовал, как бог». Культ личности Сталина нанес ущерб строительству социализма, развитию марксистско-ленинской науки, советскому обществу. В период культа личности были допущены грубые нарушения социалистической законности, что привело к гибели многих невинных людей, в том числе деятелей партии и государства. Но, пожалуй, наиболее глубокий и наиболее труднопоправимый вред культ личности нанёс в области нравственности. Он замедлил распространение в нашей стране принципов и норм коммунистической морали. Культ личности порождал уродства на местах, где тот или иной начальник также превращался в «культ» местного масштаба. Тем самым принижалось значение критики, каждое слово любого начальника рассматривалось как отголосок указаний Сталина, а выступления против них – как враждебные народу. Вот характеристика инструктора райкома партии Ксении Яранцевой в книге Е. Мальцева «Войди в каждый дом», принципом работы которой был отказ от всякой инициативы: «Ксения была непоколебимо убеждена в одной истине – вышестоящим организациям и возглавляющим их работникам всегда известно всё, и плохое и хорошее, что происходит в каждом районе, и если почему-либо в обкоме не находят нужным менять то, что на месте кажется уже отжившим, значит, не назрели ещё условия для таких перемен. И не её дело сомневаться в разумности того, что исходит свыше! Придет время – скажут! Она слишком маленький человек, чтобы рассуждать о достоинствах и недостатках тех, кто доверием ЦК поставлен ею руководить и кто, конечно, видит дальше и лучше». Культ личности Сталина, допущенные при нем грубые нарушения советской законности, репрессии против честных людей были несовместимы с ленинскими нормами партийной жизни, с гуманистическим характером Советского государства, с принципами и нормами коммунистической морали. Нравственное воспитание нашего народа осложнялось теми противоречиями между словами и делами, которые на каждом шагу видели простые советские люди, фактами очковтирательства и показухи. Более того, людям нередко приходилось поступать против своей совести. Следовательно, вред культа личности в области морали заключался в том, что он, вырабатывая у людей преклонение, преданность отдельным личностям, приводил к подхалимству, прислужничеству, поощрял самодовольство, зазнайство. В то же время обстановка культа личности принижала значение народных масс, сковывала их инициативу, обрекала на бездействие и пассивность. Но культ личности не остановил и не мог остановить поступательного движения нашего общества по пути к коммунизму. Он мешал этому движению, в определенной степени замедлял его, но демократические принципы подлинного народовластия были живы и действовали. Партия не могла, не имела права сохранить в тайне от народа порочные методы деятельности Сталина. Моральной обязанностью партии было сказать народу правду. И партия сделала это. Она поступила по-ленински, не боясь признания своих ошибок, и тем самым ещё раз продемонстрировала всему миру свою силу и монолитность, свое единение с народом. Жизнь показала, что такая позиция нашей партии была единственно правильной, полностью отвечающей потребностям исторического развития, интересам и нуждам трудящихся. Осуждение культа личности укрепило связь партии с народом, обеспечило бурное развитие народного хозяйства, науки, культуры, техники, создало в стране нравственную атмосферу доверия к человеку, уважения его достоинства, ещё выше подняло знамя гуманизма, открыло широкий простор творческой инициативе трудящихся, вдохновило советских людей на новые подвиги во имя скорейшего построения коммунистического общества. Сегодня мы можем сказать, что постоянная забота партии о воспитании трудящихся в духе принципов пролетарской морали дала свои замечательные результаты. В нашей стране сформировался нравственный облик нового человека – борца за коммунизм, коллективиста, патриота, человека, для которого благо народа, интересы общества превыше всего. [B]Мораль всего трудового народа[/B] Пролетарская мораль отличается от любой другой системы морали тем, что она, по сути дела, является общечеловеческой (при условии, если человеком считать только трудящегося, а эксплуататора именовать его настоящим именем – паразит, как он и называется в нашем партийном гимне – «Интернационале», потому что интересы рабочего класса совпадают с интересами всего человечества. Пролетариат не мыслит своей свободы без свободы всех простых людей земного шара. Он борется за освобождение общества от эксплуатации, за ликвидацию вообще всяких классов, за равные права для всех. Таким образом, впервые в истории совпадает классовое и общенародное содержание морали. Громадное влияние на формирование пролетарской морали оказывает Коммунистическая партия. Руководя борьбой рабочего класса, партия вооружает его передовой марксистско-ленинской теорией, помогает ему осознать себя, определить свое место в революционной борьбе. Идеологической основой пролетарской морали является подлинно научное мировоззрение – марксизм-ленинизм. Он даёт возможность трудящимся правильно разобраться в сложных явлениях окружающей нас действительности. Не покорность и смирение, не упование на дары божьи, а непоколебимую веру в свои силы, в труд, в разум и возможность достижения любой цели, которую ставит перед собой общество, воспитывает в человеке марксизм. Коммунистическая мораль, отражая интересы рабочего класса, тем самым выражает интересы и чаяния простых людей земли, всех, кто трудится, кто честно, не за счет других добывает себе всё необходимое для жизни. Поэтому коммунистическая мораль является моралью всего трудового народа. А когда сгинет последний капиталист и единственным владыкой мира будет труд, она обогатится, расцветет, дополнится новыми принципами и станет общей для всего человечества. Предвидя это, Энгельс писал: «Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике». К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 96. Поэтому сегодня, «отвергая классовую мораль эксплуататоров, коммунисты противопоставляют извращенным эгоистическим взглядам и нравам старого мира коммунистическую мораль – самую справедливую и благородную мораль, выражающую интересы в идеалы всего трудящегося человечества». «Материалы XXII съезда.КПСС», стр. 410. Полную беспомощность проявляют идеологи капиталистического мира, когда пытаются разобраться в явлениях нашей жизни, в причинах наших успехов. Это для них «книга за семью печатями», «загадка», «секрет». Но это никогда не было секретом для Ленина, для партии. Они знали, на какие подвиги способен народ, когда он свободен, они верили в его творческие силы. Став хозяином своей судьбы и своей жизни, каждый советский человек должен испытывать, чувство личной моральной ответственности не только за себя, но и за судьбу наших планов, за успех нашего дела на любом участке строительства коммунизма. Одним из замечательных качеств советского гражданина должно быть коммунистическое беспокойство. Настоящему советскому человеку не может быть безразличным ничто происходящее в нашей стране, в странах социалистического лагеря, на всем земном шаре. Он всегда сумеет увидеть нужное и полезное для успехов нашего дела и поддержит его, бесстрашно выступит против всего того, что мешает нам жить и бороться. Эта характерная черта строителя коммунизма нашла свое выражение в моральном кодексе, одной из нравственных заповедей которого является: «Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству». Коммунистическое беспокойство заставляет человека всегда и настойчиво трудиться, совершенствовать производство, вникать во все его стороны, искать новое, прогрессивное, все то, что помогает, способствует нашему движению вперед по пути к коммунизму. У советского человека вырабатывается сознание того, что нет и не может быть маленьких, незаметных должностей, что всякая должность – государственный пост, что на любом месте можно сделать очень и очень многое для нашей общей пользы. Советские люди способны на такие дела, каких не может быть в условиях капиталистической действительности. Самому великому фантасту не придет в голову мысль нарисовать картину, как в капиталистическом обществе собрались рабочие и стали обсуждать, что им сделать для повышения производительности труда, для снижения себестоимости продукции, для укрепления трудовой дисциплины и мобилизации внутренних ресурсов. У нас же, в Советском Союзе, забота простых тружеников о повышении производительности труда, снижении себестоимости продукции является реальной действительностью. Каждый из нас стремится не только к собственным высоким показателям, но и к тому, чтобы наш товарищ достиг той же высоты. Человек – человеку, бригада – бригаде, коллектив – коллективу. Отметается в сторону понятие «чужое», его не должно быть в нашей стране, в наших условиях. Всё – свое, родное. Всё, чего достиг один, щедро отдается товарищам, и, крепко взявшись за руки, весь народ преодолевает все и всяческие препятствия на пути к коммунизму. Мы не закрываем глаза на то, что среди нас есть ещё моральные калеки: паразиты, тунеядцы, бездельники, индивидуалисты. Мы не сомневаемся, что многие из тех, кто заблуждается сегодня и под влиянием различных причин ещё не идет в одном строю с нами, поймут свою ошибку и придут к нам. Мы им в этом поможем, протянем дружескую руку. Ну, а те, кто будет упорствовать, пусть пеняют на себя. На свалке истории есть ещё место и для паразитов, и для тунеядцев. Коммунистическая мораль является самой передовой и прогрессивной. «Коммунистическая мораль включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками». «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 410. [B]Превосходство коммунистической морали над буржуазной[/B] Несколько лет назад ряд американских влиятельных газет и журналов развернул на своих страницах дискуссию на на темы: «Есть ли у Америки цель?», «Куда идет страна?» В дискуссии приняли участие видные деятели и ученые страны. Почему вдруг возникла необходимость обсуждать эти вопросы? Дело в том, что всё большее и большее число американцев начинает задумываться над причинами краха внутренней и внешней политики США, долголетнего топтания экономики на одном месте, падения престижа страны, увеличения преступности и других весьма неприятных для США явлений. Америка зашла в тупик. Никаких новых целей, кроме цели обогатиться за счет ограбления других, американский и любой другой капиталист перед своими народами поставить не может. Классическая литература Запада рисует нам крушение иллюзий молодого человека, стремящегося к благородным целям служения человечеству, к борьбе за лучшую жизнь, за устранение социальной несправедливости. Эти возвышенные идеалы не поддерживаются обществом, в котором он живет. Сбылись слова великого английского писателя Чарльза Диккенса, который ещё в прошлом веке писал: «Придет час, и человек, как нельзя более уверенный в своей проницательности и прозорливости, человек, который похваляется своим презрением к другим людям и доказывает свою правоту, ссылаясь на нажитое золото и серебро, усердный поклонник мудрого правила: «каждый за себя, а бог за всех» (ну, разве это не высокая мудрость считать, что всевышний на небесах покровительствует корысти и эгоизму!), – придет час, и человек этот узнает, что вся его мудрость – безумие идиота по сравнению с чистым и простым сердцем!» Понимая опасность всё более и более распространяющегося в США и других странах капитала аморализма, буржуазные идеологи, не имея возможности создать хоть видимость какого-то морального стимула, пытаются сформировать некую «новую мораль», с помощью которой можно было бы примирить трудящихся с капиталом, увековечить эксплуатацию и нищету, ослабить революционную борьбу трудящихся и добиться «всеобщего социального примирения». Они стремятся замаскировать гниющий полутруп империализма обветшалыми заплатками в виде «абсолютной честности», «абсолютной чистоты», «абсолютной любви». При этом они обвиняют коммунистов в стремлении к агрессии, в попытках «отнять свободу у свободного мира». В 1961 г. в американских газетах было опубликовано обращение организации «Моральное перевооружение», озаглавленное «Час настал. Проснитесь, ради бога». В нем говорилось: «На мировом фронте на нас наступает безбожный коммунизм, на внутреннем фронте – безбожный материализм... Это идеологическая война. Мы проигрываем ее... Америке нужна идеология». Но в действительности никакой капиталистический учёный и философ, будь он хоть семи пядей во лбу, каких-либо положительных идеалов создать не может. Народам нужен мир! А капитализм не может устранить из жизни человечества войну, потому что он сам является источником военных конфликтов. Народам нужна свобода! Но капитализм не может дать народам ее, ибо частная собственность разъединяет людей, ставит их в неравное положение, делает их рабами капитала. Народам нужна материальная обеспеченность! Но капитализм не может решить эту проблему, потому что цель его – нажива, прибыль. Получение же её невозможно без эксплуатации и ограбления народных масс. На фоне мрачной капиталистической действительности возвышается стройная система нашей коммунистической морали, принципы которой стали принципами жизни миллионов и миллионов людей. Мы гордимся, когда слышим из уст врага такие слова: «Многие из коммунистов, почти большинство, готовы принести себя в жертву своему делу. Они хорошо подготовлены и чрезвычайно компетентны. Нам приходится иметь дело с настоящим революционным пылом. Это угроза большая, чем простой заговор, потому что коммунисты, видимо, предлагают то, к чему стремится значительная часть человечества». Так заявил бывший глава американской разведки Аллен Даллес. Признание показательное. Так пусть империалисты не удивляются тому, что «американский образ жизни» с его отвратительными чертами стяжательства и продажности, с безудержной проповедью культа силы и жестокости привел к тому, что правдивость, честность в глазах многих американцев не имеют никакого значения. Пусть они не удивляются тому, что многие американцы живут без цели, без идеи, без надежды на будущее. «Коммунисты отвергают мораль буржуазного общества, где понятие «моё» является высший принципом, а богатство одних возможно лишь за счёт разорения других, где культивируется растлевающая психология эгоизма, стяжательства, жажды обогащения. Коммунисты противопоставляют миру частной собственности общественную собственность, буржуазному индивидуализму – принцип товарищества и коллективизма». «Материалы XXII съезда КПСС», стр. 84. Капиталисты считают, что право эксплуатировать трудящихся есть одна из норм существования человеческого общества. Коммунисты отвергают эксплуатацию, объявляют её вне закона, борются за её полное уничтожение. Капиталисты утверждают, что пренебрежение к «цветным» народам, национальная вражда являются нормальным явлением. Коммунисты отвергают это и считают всех людей, независимо от расы, нации, вероисповедания, языка, равноправными. Капиталисты уверены, что война – неизбежное, неотвратимое явление в жизни человека, и, всемерно развивая гонку вооружений, стремятся к развязке новой мировой войны. Коммунисты являются противниками несправедливых, грабительских войн и считают, что войны можно навсегда исключить из жизни народов. Капиталисты считают паразитизм узаконенной формой существования человека. Коммунисты заявляют, что, кто не работает, тот не ест. Что бы ни говорили буржуазные моралисты, как бы они ни распинались о вечной добродетели, об общечеловеческой сущности своей морали, об универсальной справедливости, они не смогут скрыть пропасти между тем, что проповедуется буржуазией на словах, и тем, что делается ею на практике. Проповедуют: «будь искренним», а сами лицемерят и в мыслях, и в чувствах, скрывают свои истинные убеждения. Наставляют: «честно трудись», а сами живут тунеядцами и паразитами. Призывают: «не воруй», а сами живут за счет краденого труда. Говорят: «соблюдай святость брака», а сами погрязают в разврате. Эта пропасть между словом и делом пронизывает всю жизнь в капиталистическом мире. Поэтому мы не ошибёмся, если скажем, что на деле принципами буржуазной морали являются: индивидуализм, оправдание эксплуатации человека человеком, борьба за личный успех, человеконенавистничество, национализм, перерастающий в расовую нетерпимость. Условия капиталистической действительности таковы, что они исключают возможность для человека жить иначе как по принципу: [B]«Урвать у другого для себя, иначе он урвёт у тебя»[/B]. «Пусть погибает общество, родина, человечество, лишь бы я сделал состояние! – вот лозунг капиталиста», – говорил Лафарг. Поэтому многие действуют так, чтобы добиться только своего личного успеха. Капитализм лишает человека свободы и оставляет ему лишь её иллюзию, выраженную в словах: «Мой дом – моя крепость». И каждый в своей «крепости» ведёт в одиночку борьбу за существование. Пролетарская же мораль основана на совершенно противоположных принципах: борьба за укрепление и завершение коммунизма, коллективизм, коммунистическое отношение к труду, гуманизм, патриотизм и интернационализм. Это принципы не только морали. Они являются ведущими принципами всей духовной жизни нашего общества и сплачивают народы Советского Союза в единую семью, где успех и счастье каждого зависят от успеха и счастья многих, где каждый готов помочь другому, где великая цель – строительство коммунизма – вдохновляет людей на трудовые подвиги, вызывающие восхищение и изумление всего мира. Отсюда и моральные качества людей, руководствующихся в своей повседневной жизни коммунистической моралью, совершенно противоположны моральным качествам людей, на которых распространяет своё влияние буржуазная мораль. Буржуазная мораль воспитывает такие отвратительные черты характера, как: Индивидуализм: Пусть мне будет хорошо, а до других мне нет дела. Паразитизм: Не сядешь на шею другого, он сядет на твою. Беспринципность: Главное – это заработать как можно больше денег, а каким путем – неважно, деньги Не пахнут. Лживость: Человек не может сказать правду, ибо, как правило, для своего успеха надо обмануть. Скрытность: Надо держать в тайне свои планы, иначе их невозможно будет осуществить. Безразличие: Зачем лезть в глубину жизни, проще и спокойнее скользить по её поверхности. День прошел, и ладно. Принципы коммунистической нравственности воспитывают в людях социалистического общества: Коллективизм: Мы делаем общее дело и должны помогать друг другу. Беда моего товарища – моя беда. Трудолюбие: Я работаю на себя, на народ, и, чем лучше я буду работать, тем лучше мы будем жить. Любовь к Родине: Моя страна – моя жизнь! Я не мыслю себя иначе как её сыном. Честность: Я делаю асе для успеха моей Родины и народа, и в этой деятельности мне нечего утаивать от своих товарищей. Скромность: Я член коллектива, и все, что сделано мной, сделано в содружестве с моими товарищами. Принципиальность: Беззаконие и нарушение порядка вредит нашему общему делу – построению коммунизма. Поэтому я не могу допустить этого. Оптимизм: Я верю в справедливость нашего общего дела, верю в силы народа, способного решить любые задачи. Я верю, что нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме. Ненависть к угнетателям: Я не мыслю своей жизни без свободы и свободного труда, Поэтому я ненавижу угнетателей и паразитов. Простое сравнение буржуазной и пролетарской морали наглядно свидетельствует, что коммунистической нравственности принадлежит будущее. [/QUOTE]
Вставить цитаты…
Проверка
Ответить
Главная
Форумы
Раздел досуга с баней
Библиотека
Филонович "О коммунистической морали"