Меню
Главная
Форумы
Новые сообщения
Поиск сообщений
Наш YouTube
Пользователи
Зарегистрированные пользователи
Текущие посетители
Вход
Регистрация
Что нового?
Поиск
Поиск
Искать только в заголовках
От:
Новые сообщения
Поиск сообщений
Меню
Главная
Форумы
Раздел досуга с баней
Библиотека
Добряков "Когда тебе пятнадцать"
JavaScript отключён. Чтобы полноценно использовать наш сайт, включите JavaScript в своём браузере.
Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно.
Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать
другой
.
Ответить в теме
Сообщение
<blockquote data-quote="Маруся" data-source="post: 386622" data-attributes="member: 1"><p>Петя обождал минуту, пока ребята наконец изобразят «живописную группу».</p><p></p><p>— Увековечивай!</p><p></p><p>— Ну, и что интересного? — критически произнес фотограф. — Чего все вытаращились?</p><p></p><p>— Щелкай! Всегда так снимают.</p><p></p><p>Петя «щелкнул», даже продублировал, но остался недоволен.</p><p></p><p>Ему больше нравилось делать снимки неожиданные. Вот Костя, например: неизвестно за что уцепился и заглядывает в окно — желает знать: все ли там, в зале, на месте, какие новые снаряды появились? Был слух, что старый спортинвентарь менять собираются. В такой позе Курочкин и успел снять Костю. Интересная должна получиться фотография… А вон Таня с Любой Сорокиной обнимаются, будто сто лет не виделись. Надо поскорей… Эх, резкость плохо навел!..</p><p></p><p>— А карточки будут? — подняв на фотографа большие зеленоватые глаза, спросила Люба.</p><p></p><p>— Пусть попробует не сделать! — погрозила Таня. — Мы комсомольское поручение ему дадим: отражать жизнь класса в фотографиях. Фотолетописец будет! Как тебе такое поручение?</p><p></p><p>— Если лично вас снимать — всегда готов! — бодро отсалютовал Курочкин, хотя от зеленых Любиных глаз в груди у него что-то екнуло.</p><p></p><p>— Ох, Петя, — качнула Таня головой, — американка тебе этого не простит!.. Смотрите, Валентина Викторовна! По-моему, новеньких каких-то ведет… Слышали, Чинов в другую школу перевелся. И вообще девяти человек нет. Катя Мелкова — в училище полиграфистов… Интересно, будет замена?..</p><p></p><p>Оставив Любу и Курочкина, Таня побежала навстречу классной руководительнице, шедшей с двумя незнакомыми девчонками.</p><p></p><p>— Ты не ответил: будут все же карточки? — с нажимом спросила Люба.</p><p></p><p>А у Пети с уходом Березкиной ушла и смелость.</p><p></p><p>— Конечно, если получится…</p><p></p><p>— А ты постарайся. Ты, Петя, хорошо постарайся.</p><p></p><p>Курочкин погрустнел. Она просто смеется над ним.</p><p></p><p>— Значит, договорились: ты хорошенько постараешься и торжественно вручишь мне карточки.</p><p></p><p>— Люба, — вздохнул Курочкин, — тебе жалко, что Олег не будет с нами учиться?</p><p></p><p>— С чего это взял?</p><p></p><p>— Ты, кажется, неплохо к нему относилась.</p><p></p><p>— Свое отношение я, по-моему, высказала. — Люба посмотрела на свою руку. — Ты был тогда в классе.</p><p></p><p>— Был, — кивнул Петя. — Но ведь потом ты плакала.</p><p></p><p>— Еще бы! Насочинял, будто я в кино целовалась с ним. Ерунда какая! Ну совсем нет совести у человека!</p><p></p><p>Петя понял, что пришла та минута, когда надо признаваться. Трудно носить этот груз. Если, конечно, хочешь уважать себя.</p><p></p><p>— Одну вещь хочу сказать тебе, — глядя на синюю букашку, ползущую возле высокого каблука Любиной туфли, проговорил он. — Это ведь из-за меня узнали, будто ты с ним целовалась. Он все хвастался мне, я не верил. С одним парнем поделился, а он… Ну и пошло…</p><p></p><p>— А, — небрежно махнула Люба рукой, — чему быть, того не миновать. Влепила пощечину — и не жалею. Воздух в классе будет чище!</p><p></p><p>— Ну, а как ты… что я с парнем поделился? — Петю больше всего волновало именно это.</p><p></p><p>— Да ерунда! Ну сказал. И я могла бы сказать. Думала, ты в самом деле что-нибудь такое интригующее выдашь… Ждала…</p><p></p><p>— Ждала? Чего?..</p><p></p><p>— Что вот у беседки хочешь меня сфотографировать. И сделать портрет.</p><p></p><p>— О, да я хоть целую пленку! — оживился Курочкин. — Портрет?.. Хочешь, вот такой — тридцать на сорок сделаю? На стену повесишь.</p><p></p><p>— Ты хитрый! — засмеялась Люба.</p><p></p><p>— Почему это?</p><p></p><p>— Так и у себя, наверно, такой же повесишь.</p><p></p><p>— Повешу, — признался Петя.</p><p></p><p>— Ладно, переживу, — притворно вздохнула Люба. — Где лучше встать?.. Буду загадочно смотреть в туманную даль…</p><p></p><p>Целую пленку Петя снять не успел. Комсорг Березкина посчитала, что фотолетопись жизни класса с изображением одной лишь, хоть и очень симпатичной, девушки будет выглядеть несколько странно. Остаток пленки Курочкину пришлось потратить и на другие эпизоды, рассказывающие о встрече ребят 9-А и последний день каникул.</p><p></p><p>Но Люба Сорокина нисколько не была в претензии на комсорга. Когда возвращались с этой традиционной встречи накануне первого школьного дня, она даже пооткровенничала с Таней:</p><p></p><p>— Представляешь, какие удивительные превращения! Недавно еще тебе писал стихи, а сегодня… своеобразное признание в пылких чувствах. Но… уже в мой адрес. Правда, я вот перебираю в памяти — совершенно неожиданная, удивительная цепочка событий. Не выступила бы я тогда на собрании, все было бы иначе. Олег не стал бы меня преследовать… Помнишь, какое послание сочинил, конфеты по почте! А когда я вернула конфеты, он стал придумывать обо мне всякие гадости. А не стал бы выдумывать — не схлопотал бы пощечины. Значит, и продолжал бы в нашем классе учиться. И, наверно, жизнь бы у него как-то сложилась по-другому. Иначе, чем сложится теперь. И у нас было бы иначе. Правда ведь интересно: какая цепочка выстраивается.</p><p></p><p>— Не сама выстраивается. Мы все, в общем, строим.</p><p></p><p>— Конечно, не сама. А может, и сама…</p><p></p><p>— Ты считаешь, что началось с собрания?</p><p></p><p>— Именно. Как говорится: поворотный пункт.</p><p></p><p>— Люба, но почему, собственно, ты выступила так? Я не ожидала.</p><p></p><p>— Думаешь, я ожидала! Во-первых, он на тебя несправедливо попер. А во-вторых, злая на него была… Нет, это во-первых. Точно, это главное — от злости.</p><p></p><p>— Из-за чего же ты злилась?</p><p></p><p>— Откровенно?.. Олег нравился мне. Я и на лыжах в парк побежала из-за него. Думала: тоже пойдет. И вечеринку дома устроила ради него. А он… больше на тебя смотрел… Если он вообще может на кого-то смотреть и кого-то видеть, кроме собственной персоны. — Люба взглянула на подругу и спросила: — Тебе, наверное, обидно слышать это?.. Конечно, должно быть обидно: выступала не для того, чтобы защитить товарища, а сводила личные счеты… Но что делать, ведь было так. Было… Такая вот я, — вздохнула Люба. — Ты вообще, Таня, слишком хорошо обо мне думаешь. Правда, я ведь скверная. Помнишь, сказала, что отнесла двоюродной сестре ее старые тетрадки с сочинениями? Правильно: завернула, перевязала веревочкой, а тетрадки до сих пор у меня дома лежат.</p><p></p><p>Удивилась Таня и, подумав, спросила:</p><p></p><p>— Люба, ну, а почему ты так… откровенно все?</p><p></p><p>— Если бы я знала! Вот ты спросила, а я и не знаю, что ответить… Хотя нет, знаю, мне, пожалуй, легче от этого. Призналась, и легче стало. У тебя так бывает?</p><p></p><p>— Наверно…</p><p></p><p>— А может, я такая беспринципная? Это плохо, да?</p><p></p><p>— Ой, Люба, что я, судья? Будто легко ответить. Конечно, беспринципность — не лучшее украшение человека. А вот можно ли тебя назвать беспринципной… не знаю… Люба, мы, наверное, ничего еще не знаем.</p><p></p><p>— Что ж, естественно, всего пятнадцать лет.</p><p></p><p>— Нет, — вздохнула Таня, — уже пятнадцать. Надо знать.</p><p></p><p>История повторяется.</p><p></p><p>Только в этот раз они разговаривали не в коридоре, а в буфете на втором этаже. И настроение у Наташи Белкиной было не такое боевое, как весной.</p><p></p><p>— Нет, — вяло проговорила Наташа, катая в блюдце хлебную крошку. — Пойми, не хочу я неприятностей на свою голову. И на твою, кстати, тоже. Ну зачем тебе этот фотокружок? Были у нас кружки — модельный, общество филателистов. И что? Распались. И будто один Курочкин снимает. У нас в классе ребята тоже фотографируют.</p><p></p><p>— Тем более, — сказала Таня. — А если думать, что ничего не получится да распадутся, — так это легче всего. Только правильно разве? Я считаю, надо сделать опрос в классах, выявить, кто интересуется фотографией. Ну, объясни, чем не полезное дело? Ребята же хотят заниматься.</p><p></p><p>— Вечно у тебя какие-то идеи, Березкина! — Побледневшие к осени рыжие веснушки Наташи, казалось, уныло и навечно застыли на ее пухлых щеках. — Не хочешь о подготовке значкистов ГТО — напиши о летней школьной практике. Вечная проблема.</p><p></p><p>— Какая же вечная — почти половина октября. И во всех стенгазетах об этом уже было… Нет, я на своем стою… Впрочем, чтобы ты не переживала, схожу к директору. Надо и с помещением решать, и вообще…</p><p></p><p>— Правильно! — оживилась Наташа. — Как он скажет, так и будет. Я же не против. А по радио выступать с этим… Понимаешь, не подготовлен вопрос. Верно?</p><p></p><p>— Да верно, недопечен, — устало согласилась Таня. — Но ведь я про саму идею…</p><p></p><p>— А идея хорошая, — кивнула ответственная за выпуск радиогазеты. — Директор, я думаю, одобрит.</p><p></p><p>Вопрос Таня «допекла». Нашла еще несколько ребят, которые, кто как умел, занимались фотографией, и, встретив в коридоре директора школы, попросила уделить ей пару минут.</p><p></p><p>— Пожалуйста, хоть сейчас.</p><p></p><p>В своем кабинете Юрий Юрьевич, в отличие от того, как принимал ее в первый раз, любезно предложил Тане стул, сдвинул в сторону литую, простого стекла вазу с цветами, чтобы лучше видеть собеседника, и сказал:</p><p></p><p>— Слушаю тебя, Таня.</p><p></p><p>Она стала рассказывать о школьных фотолюбителях, что для них было бы полезно создать в школе специальный кружок, потому что фотодело вещь не простая, нужен совет знающего человека…</p><p></p><p>Директор, чуть-чуть улыбаясь, внимательно слушал, не перебивал, не задавал вопросов.</p><p></p><p>Его улыбка как-то озадачивала Березкину, она не могла понять, одобряет Юрий Юрьевич то, что она предлагает, или, наоборот, не хочет серьезно отнестись к ее словам. Чтобы убедить его, привела в пример ученика их класса Курочкина. У него хороший новый аппарат, и отец его немного снимает, Курочкину даже комсомольское поручение дали, чтобы фиксировал интересные события для школьной летописи, а он стал проявлять пленку и все испортил. А какие замечательные кадры были. Мечтали выставку в классе устроить.</p><p></p><p>Выслушал ее директор школы, все продолжая улыбаться, и сказал:</p><p></p><p>— А ведь я знаю, Березкина, почему ты так печешься о фотокружке.</p><p></p><p>— Что вы знаете?</p><p></p><p>— О ремонте квартиры Гудина знаю.</p><p></p><p>— И о… Петре Семеновиче?</p><p></p><p>— А как же. А ты — молодец, Березкина!</p><p></p><p>Она смутилась, порозовела:</p><p></p><p>— Надо же как-то помогать… Но, — быстро добавила она, — сейчас дело, в общем, не в Петре Семеновиче. Фотокружок в самом деле очень нужен. Я могу дать список — шестнадцать человек хотели бы заниматься в нем. А может, и больше. Список у меня в портфеле, я могу принести…</p><p></p><p>— Спасибо, потом… А ты интересуешься, откуда у меня такая… не совсем школьная информация?</p><p></p><p>— Наверное, от Валентины Викторовны?..</p><p></p><p>— Не только. Любезная Татьяна Сергеевна — главный источник ее.</p><p></p><p>— Бабушка?! — ахнула Таня.</p><p></p><p>— Вместе оказались на районном совещании пропагандистов. Много любопытного рассказала в перерыве.</p><p></p><p>Вслух удивляться Таня больше не стала, а про себя подумала: «Ну и бабушка, везде поспевает!»</p><p></p><p>— Да, вот еще, — продолжал Юрий Юрьевич, — мне стало известно, что комитет комсомола собирается поручить тебе выпуск школьной радиогазеты.</p><p></p><p>И снова Тане пришлось удивиться:</p><p></p><p>— Но там же Белкина, из десятого!</p><p></p><p>— В том-то и дело — из десятого. Выпускной класс. Она очень просит освободить ее. Жалуется, что трудно. Мы тут с Валентиной Викторовной посоветовались, взвесили все и решили, что лучше тебя никто с этой работой не справится. Так что готовься. Участок — важный, ответственный.</p><p></p><p>— Но… мне ведь тоже будет нелегко. У меня еще и другие нагрузки.</p><p></p><p>— Согласен, — кивком небольшой, прямо посаженной головы подтвердил Юрий Юрьевич. — Совсем нелегко. А что делать? Чем труднее, тем интереснее. И лучшей кандидатуры я не вижу.</p><p></p><p>— Вы меня просто хвалите, — опять смутилась Таня. И вдруг улыбнулась: — Я даже знаю — почему хвалите.</p><p></p><p>— Заслуживаешь.</p><p></p><p>— Нет. У меня же сегодня день рождения.</p><p></p><p>— Да что ты говоришь! — Юрий Юрьевич удивился так искрение, будто Березкина вообще не имела права на собственный день рождения. — Вот не знал… — Он растерянно посмотрел на букет цветов в стеклянной вазе, но… нелепо же дарить цветы, которые, как девочка видит, не были приготовлены для нее. — Я поздравляю тебя, Таня! — встав из-за стола, протянул руку директор. — Желаю, как в таких случаях говорится, успехов и счастья!</p><p></p><p>— Спасибо! — Таня чуть склонила голову, понимая, что пора бы и уходить — вот-вот звонок дадут, только… — А как же, Юрий Юрьевич, с фотокружком?</p><p></p><p>— О кружке мы подумаем. — Директор посерьезнел, смотрел, не мигая. — Кстати, когда Петр Семенович возвращается?</p><p></p><p>— Уже скоро, недели через две.</p><p></p><p>— Хорошо, Березкина, мы изучим вопрос… Добрые пожелания родителям, любезной Татьяне Сергеевне и… что ж, как говорится, хорошо отпраздновать день рождения.</p><p></p><p>Таня снова поблагодарила, вышла из кабинета и грустно подумала о том, что праздновать-то день рождения она и не собирается.</p><p></p><p>Да, пришла в голову такая фантазия: не праздновать в этом году. Почему обязательно — гости, шум, поздравления, подарки! Разве нельзя в семейном кругу? Вот захотела так. Сама не знает почему, захотела, и все. Имеет же право, ее день рождения!</p><p></p><p>Таня немного хитрила сама с собой. Вообще-то знала, догадывалась, во всяком случае, помнила, с чего началось… С того шутливого разговора, когда сказала Косте, что дату своего дня рождения будет хранить в глубокой тайне. А Костя тогда сказал, что все равно узнает. Сказал и… ни разу больше не вспомнил. А Таня о его словах помнила… Вот потому-то и решила теперь, что в этом году созывать ребят, как бывало раньше, не станет.</p><p></p><p>Но все равно без гостей не обошлось. Если, конечно, можно считать гостями родную бабушку с дедом.</p><p></p><p>Сергей Егорович пришел в черном, хорошем костюме, а в сумке принес подарок — бережно укутанный аквариум, сработанный им из прозрачных листов пластика. В воде с растениями плавали с десяток разноцветных петушков.</p><p></p><p>— По всем статьям твои, — сказал он. — Не ходила бы за кормом — не жить бы им на белом свете.</p><p></p><p>— Спасибо, дедушка, — рассматривая забавных рыбешек, сказала Таня. — Только ведь их и дальше кормить надо.</p><p></p><p>— Чего говоришь? — не расслышал Сергей Егорович.</p><p></p><p>— Опять, говорю, на пруд надо идти.</p><p></p><p>— Можно и сухим кормить. А если мотылем захочешь угостить, так в зоомагазине продается. А то и на прудок сбегай. Ноги молодые. Вместе с Костей… Что не пришел к тебе? Или поссорились?</p><p></p><p>— Нет-нет, — замотала головой Таня.</p><p></p><p>Татьяна Сергеевна подарила внучке двенадцать томов Достоевского. Новое издание.</p><p></p><p>— Бабушка, — целуя Татьяну Сергеевну, обрадовалась Таня. — Вот спасибо, так спасибо! Достоевского надо знать… Как же вы донесли? Книги, аквариум!</p><p></p><p>— А такси на что! Сразу и на обратный путь заказала. Посидим до десяти и поедем.</p><p></p><p>— Так мало!</p><p></p><p>— Мы люди пожилые, пенсионеры. Почти никуда не ходим, соблюдаем режим…</p><p></p><p>— Знаю, как не ходишь! — засмеялась Таня. — Ты, оказывается, еще и пропагандист…</p><p></p><p>— А, от домоуправления, раз в месяц пошлют.</p><p></p><p>— На конференциях бываешь. Всякие небылицы директорам рассказываешь!</p><p></p><p>— Ну раз уж встретились! — хитровато улыбнулась бабушка.</p><p></p><p>Мама была в своем репертуаре: Таня стала обладательницей коричневого зимнего пальто с норковым воротником. Естественно, мама тут же заставила примерить пальто.</p><p></p><p>— Немного волновалась, когда покупала, — возбужденно рассказывала Ольга Борисовна. — Хотя у девушки, которую попросила примерить, фигура в точности твоя, Танечка… Нет, не ошиблась. Правда же, Татьяна Сергеевна, хорошо сидит?</p><p></p><p>— Прекрасно, как на нее сшито, — не лицемеря, подтвердила бабушка.</p><p></p><p>— Местное производство, но посмотрите, как элегантно…</p><p></p><p>А вот подарок отчима даже не подарок, скорее дар удивил Таню несказанно. А еще больше обрадовал, взволновал. Дмитрий Кириллович вынес из своего кабинета и поставил на стол скульптурный бюст из теплого розоватого мрамора.</p><p></p><p>Первая Татьяна Сергеевна узнала. Сказала сдавленным голосом:</p><p></p><p>— Сережа… Сын.</p><p></p><p>Собравшиеся долго рассматривали скульптуру, находили, что сходство полное.</p><p></p><p>— Все фотографии пришлось изучить, — весьма довольный своей работой и произведенным впечатлением сказал Дмитрий Кириллович.</p><p></p><p>В тот вечер, уже поздно, около одиннадцати, отчим постучал в Танину дверь, словно знал, что Таня и о нем думает и будет рада увидеть его.</p><p></p><p>Она сидела перед столом и смотрела на скульптуру отца.</p><p></p><p>— Я вам так благодарна, — сказала она. — Хотя, если по правде, то отца я представляла чуть другим… Он был, по-моему, мягче. Лиричнее, что ли… Он так маму любил, такие письма нежные писал.</p><p></p><p>— Да, он любил… — задумчиво ероша бороду, подтвердил Дмитрий Кириллович. — Но я так разумею, что не это было главным, определяющим в нем. Иначе… наверно, и сейчас жил бы. Сергей Сергеевич был человеком долга. Прежде всего долга. Он был героический человек, это было заложено в нем… Мне думается, я ухватил суть. Стержневое начало. Я лично таким его воспринимаю. И сам факт, что эта скульптура сейчас здесь, на твоем столе, что она существует, — это моя дань уважения к нему… И к тебе, разумеется.</p><p></p><p>— Вы не представляете, как я благодарна.</p><p></p><p>— Спасибо, — сказал он.</p><p></p><p>— Дмитрий Кириллович, а вы… вы счастливы с мамой?</p><p></p><p>— Ты всегда задаешь такие сложные вопросы… Но ведь отвечать надо. Верно?</p><p></p><p>Она кивнула.</p><p></p><p>— К сожалению, я не такой сильный человек, каким был он. — Дмитрий Кириллович посмотрел на скульптуру. — Наверное, Сергей Сергеевич и в любви был более счастлив, определенен, что ли… Но не подумай, будто жалуюсь. Нет и нет, с Ольгой я действительно счастлив… Ты, видимо, имела в виду какие-то ее недостатки, слабости…</p><p></p><p>Таня вновь кивнула.</p><p></p><p>— В чем-то пытаюсь помочь, подсказать. Может быть, не очень настойчиво. Верно: есть такое, признаюсь. Тут надо подумать. Действительно, политика нейтралитета — не лучший вариант укрепления семьи. Подумаю, обещаю. Хотя в меру. Слишком многого требовать — это пользы не даст. В нормальной семье, как я понимаю, Танюша, должно быть согласие, а не диктат и подчинение. Мне сорок шесть лет, и я научился быть снисходительным, научился прощать. Не сразу пришел к этому. Далеко не сразу. В молодые годы каждый уверен, что лично он лучше других — благороднее, талантливее, умнее. Ведь приятно и удобно так думать. Но с годами понимаешь: в тебе уйма недостатков, ты ничуть не лучше остальных. А когда с горечью осознаешь это — и прекрасно, что осознаешь, — то и становишься снисходительнее к людям, добрее. Хотя сказать, что в свои сорок шесть я такой уж мудрый и все знаю… куда там! К сожалению… Даже с тобой взять. Еще совсем недавно будто в своей отгороженной крепости жил. Теперь, кажется, стены сломаны. Верно?</p><p></p><p>— Верно, — улыбнулась Таня. — Знаете, Дмитрий Кириллович, мне почему-то больше не хочется говорить вам «вы». Не обидитесь, если…</p><p></p><p>— Правильно, Танечка! Рушь ее до конца, стену эту.</p><p></p><p>Таня снова прижалась щекой к его плечу и, нахмурив пушистые брови, сказала:</p><p></p><p>— Тогда спокойной ночи тебе… отец.</p><p></p><p>— Спи, дочка, — сказал Дмитрий Кириллович.</p><p></p><p>Когда Анна Ивановна пришла из больницы, то, пораженная обновленной квартирой, долго не могла привыкнуть к ней, насмотреться. В ней и самой родилось нетерпеливое, радостное желание что-то улучшить, обновить. Костя и не знал, что у матери уже года три хранились впрок купленные тюлевые занавески на окна. Выморила, подшила снизу, пустила тесьму, оставив, сколько требовалось, аккуратных петелек, разгладила занавески утюгом и повесила на карнизах.</p><p></p><p>Костя не для того, чтобы польстить матери, а от души сказал:</p><p></p><p>— Ну, мама, ты всех переплюнула!</p><p></p><p>Была у Анны Ивановны и тайная мысль потратить сотню на покрывало желтого цвета с крупными красивыми розами. Очень бы к золотистым обоям подошло это покрывало. А то очень уж убого смотрится кровать со старым-то — вытерлось, поблекло, по краям посеклось. И сотня была у Анны Ивановны… Да только ведь надо думать и о том, чтобы как-то отблагодарить добрых людей. Шутка ли, столько затратили сил, времени, инструмент всякий предоставили, а краска «слоновая кость» — вообще за их счет.</p><p></p><p>С сыном поделилась. Как не делиться — совсем в.зрослый стал, такой ремонтище без ее помощи осилил. Подумал Костя, выключил телевизор, серые большие глаза на мать уставил. Потом качнул головой:</p><p></p><p>— Нет, мама, деньгами платить — не то. Да и не возьмут. Ни за что не возьмут. Тут плата другая должна быть…</p><p></p><p>— Вещь хорошую купить, да?</p><p></p><p>— Не то, — поморщился Костя. — Отношением надо. Вот если какая беда, несчастье случится у них, то я… ну все сделаю. Себе не стану делать, а им… Они же руку помощи протянули нам. Понимаешь? Не из какой-то корысти, понимаешь?</p><p></p><p>— Как не понять, — согласилась Анна Ивановна. — Я и сама видела — от души помогают. Хорошие люди.</p><p></p><p>— Но деньги все-таки не трать. Пусть лежат, ты их не трогай.</p><p></p><p>— Отцу что купить? Зимнее пальто у него хорошее. Шапку только…</p><p></p><p>— Не для таких вещей. Вдруг захочет фотоаппарат себе купить. Вот у меня друг, Курочкин, он и ремонт помогал делать, так знаешь какую хорошую камеру купил. Снимать учится. Может, и я рискнул бы купить, да, видишь, — кивнул он на телевизор, — пришлось инвалида чинить. И не знаю ведь, какой аппарат ему больше нравится, — сам пусть выбирает.</p><p></p><p>Ни словом Анна Ивановна не возразила. Во всем верила сыну. Раз так говорит, значит, надо.</p><p></p><p>А покрывало, желтое, шелковое, с цветами, все-таки купила. Исхитрилась, сэкономила, в кассе взаимопомощи взяла. Не могла не купить. Вдруг разберут? Народ хватает, денег у всех много. Хорошо стали жить.</p><p></p><p>Ну теперь квартира — любо-дорого посмотреть. Еще смена не кончилась, еще окончательно процент выработки не подбит, а уже с нетерпением думает: скорей бы домой, в свою квартиру.</p><p></p><p>Прихода мужа Анна Ивановна ждала с большим нетерпением, совсем как молодая. Да она, и правда, не старая. Морщин нет, шея гладкая… Седина вот посверкивает. Так можно подкрасить волосы. Воротник Костя купил красивый. Кружевной, белый, к любому платью. На десять лет, говорит, молодит. Что на десять, прибавил, конечно… А так — безусловно освежает. Ну, а значит и молодит.</p><p></p><p>Вернулся Петр Семенович к первому ноября, как ему и обещали. Перед этим сказал, чтобы за ним не приезжали, придет сам. О том, что в квартире сделан ремонт, знал. Не могла Анна Ивановна скрыть этого. Но как и что — понятие имел смутное. Тут у Анны Ивановны, помнившей строгий наказ сына, выдержки все же хватило.</p><p></p><p>— Да сделали, — поспешно говорила она. — Сам увидишь.</p><p></p><p>Ключа от квартиры у Петра Семеновича с собой не было. Позвонил в двенадцатом часу. Открыла Анна Ивановна — нарядная, с прической, белый воротник на васильковом платье. Обняла мужа. А Петр Семенович, в пальто, с пузатым портфелем в руке, и на нее смотрел, и еще больше, с удивлением — в приоткрытую дверь. Сбросил он пальто, кепку, ботинки снял и вошел в комнату. Юлька отвыкла видеть его, да и раньше никогда не выражала бурной радости при его появлении. Сейчас она стояла в напряженной позе, будто выжидая, с любопытством смотрела на отца, наконец-то вернувшегося после долгой отлучки.</p><p></p><p>— Что же ты, проходи, — сказала Анна Ивановна и открыла дверь во вторую комнату — пусть видит и обои с золотом, и нарядное покрывало с цветами.</p><p></p><p>Костя много раз пытался представить себе эту картину возвращения отца. По-всякому виделось. Но такого, чтобы тот целую минуту (а она долгая, минута!) стоял посреди комнаты, не сказав ни единого слова, только медленно поворачивая голову, оглядывая все, такого Костя не представлял. И еще больше удивился он, когда отец, так ничего и не сказав, прошел к столу, сел, опустил голову, закрыл глаза, и плечи у него вдруг задрожали.</p><p></p><p>Смотреть на это было тяжело, тревожно, почти страшно. А вот как поступить, что сказать — Костя не знал. Юлька и вовсе растерялась. Губешки запрыгали, сейчас сама разревется.</p><p></p><p>Одна Анна Ивановна поняла, что надо делать. Подошла к мужу, положила руку на голову, погладила и сказала совсем простые слова:</p><p></p><p>— Ну что ты, Петя, все будет хорошо. Успокойся. У меня вот воспаление легких было, лечилась, видишь, поправилась. Квартира у нас теперь хорошая, нарядная. Недавно тут одна приходила с обменом. Еще весной адрес с доски списала. Вошла и уходить не хочет. Давайте, говорит, меняться и давайте. Вы же вешали объявление, вот и предлагаю: квартира побольше вашей, второй этаж, вода горячая, базар рядом. Еле втолковала ей, что не хотим теперь меняться. Ни базар не нужен, ни вода горячая… Сейчас вот скатерть здесь постелем, пообедаем. Утку вчера купила…</p><p></p><p>Лишь к концу дня, когда уже невысокое ноябрьское солнце, скупо погрев оконную раму, переползло на сиреневые обои и будто засветило свечи в фигурных подсвечниках, тогда только отец как-то пришел в себя, оживился, стал обо всем расспрашивать, потом подходил к своим развешенным на стене этюдам, вспоминал, когда и где рисовал… Костя включил телевизор, но отец передачей не заинтересовался, снова ходил по комнатам, все смотрел, трогал руками…</p><p></p><p>Вечером, лежа на диване, Костя не мог толком разобраться в своих ощущениях. Ожидал большего. Ясно: отец взволнован, даже плакал, но какой-то особой радости, веселого смеха — этого не было. И еще странно: сам Костя ничего будто и не делал весь день, а так устал, что уже в десять часов лег спать. От напряжения, что ли? И уснул быстро. Поэтому не мог слышать ни долгого, за полночь, шепота за дверью в другой комнате, не видел и того, как часа в четыре ночи отец появился в большой комнате и, держа в одной руке настольную лампу с глубоким колпаком абажура, другой сжимая пальцами подбородок, пристально всматривался в этюды, написанные в давние годы. У картины с заходящим солнцем тенью от руки затемнил березы, лишь только верхушки оставил на ярком свету…</p><p></p><p>На другой день, после обеда Петр Семенович пошел на завод. Волновался. Гадал, как встретят в цеху. А встретили нормально. Ни хитроватых, многозначительных взглядов не заметил, ни подковырок, ни шуток обидных. Правда, «чемпион по пиву», бородатый фрезеровщик Филя, на правах близкого приятеля позволил некоторую вольность:</p><p></p><p>— Как там, не замордовали?.. Ну, где лечился-то.</p><p></p><p>— В каком смысле?</p><p></p><p>— Уколы, порошки или гипноз там… Режим…</p><p></p><p>— Режим строгий. Это верно. Работа, лечение…</p></blockquote><p></p>
[QUOTE="Маруся, post: 386622, member: 1"] Петя обождал минуту, пока ребята наконец изобразят «живописную группу». — Увековечивай! — Ну, и что интересного? — критически произнес фотограф. — Чего все вытаращились? — Щелкай! Всегда так снимают. Петя «щелкнул», даже продублировал, но остался недоволен. Ему больше нравилось делать снимки неожиданные. Вот Костя, например: неизвестно за что уцепился и заглядывает в окно — желает знать: все ли там, в зале, на месте, какие новые снаряды появились? Был слух, что старый спортинвентарь менять собираются. В такой позе Курочкин и успел снять Костю. Интересная должна получиться фотография… А вон Таня с Любой Сорокиной обнимаются, будто сто лет не виделись. Надо поскорей… Эх, резкость плохо навел!.. — А карточки будут? — подняв на фотографа большие зеленоватые глаза, спросила Люба. — Пусть попробует не сделать! — погрозила Таня. — Мы комсомольское поручение ему дадим: отражать жизнь класса в фотографиях. Фотолетописец будет! Как тебе такое поручение? — Если лично вас снимать — всегда готов! — бодро отсалютовал Курочкин, хотя от зеленых Любиных глаз в груди у него что-то екнуло. — Ох, Петя, — качнула Таня головой, — американка тебе этого не простит!.. Смотрите, Валентина Викторовна! По-моему, новеньких каких-то ведет… Слышали, Чинов в другую школу перевелся. И вообще девяти человек нет. Катя Мелкова — в училище полиграфистов… Интересно, будет замена?.. Оставив Любу и Курочкина, Таня побежала навстречу классной руководительнице, шедшей с двумя незнакомыми девчонками. — Ты не ответил: будут все же карточки? — с нажимом спросила Люба. А у Пети с уходом Березкиной ушла и смелость. — Конечно, если получится… — А ты постарайся. Ты, Петя, хорошо постарайся. Курочкин погрустнел. Она просто смеется над ним. — Значит, договорились: ты хорошенько постараешься и торжественно вручишь мне карточки. — Люба, — вздохнул Курочкин, — тебе жалко, что Олег не будет с нами учиться? — С чего это взял? — Ты, кажется, неплохо к нему относилась. — Свое отношение я, по-моему, высказала. — Люба посмотрела на свою руку. — Ты был тогда в классе. — Был, — кивнул Петя. — Но ведь потом ты плакала. — Еще бы! Насочинял, будто я в кино целовалась с ним. Ерунда какая! Ну совсем нет совести у человека! Петя понял, что пришла та минута, когда надо признаваться. Трудно носить этот груз. Если, конечно, хочешь уважать себя. — Одну вещь хочу сказать тебе, — глядя на синюю букашку, ползущую возле высокого каблука Любиной туфли, проговорил он. — Это ведь из-за меня узнали, будто ты с ним целовалась. Он все хвастался мне, я не верил. С одним парнем поделился, а он… Ну и пошло… — А, — небрежно махнула Люба рукой, — чему быть, того не миновать. Влепила пощечину — и не жалею. Воздух в классе будет чище! — Ну, а как ты… что я с парнем поделился? — Петю больше всего волновало именно это. — Да ерунда! Ну сказал. И я могла бы сказать. Думала, ты в самом деле что-нибудь такое интригующее выдашь… Ждала… — Ждала? Чего?.. — Что вот у беседки хочешь меня сфотографировать. И сделать портрет. — О, да я хоть целую пленку! — оживился Курочкин. — Портрет?.. Хочешь, вот такой — тридцать на сорок сделаю? На стену повесишь. — Ты хитрый! — засмеялась Люба. — Почему это? — Так и у себя, наверно, такой же повесишь. — Повешу, — признался Петя. — Ладно, переживу, — притворно вздохнула Люба. — Где лучше встать?.. Буду загадочно смотреть в туманную даль… Целую пленку Петя снять не успел. Комсорг Березкина посчитала, что фотолетопись жизни класса с изображением одной лишь, хоть и очень симпатичной, девушки будет выглядеть несколько странно. Остаток пленки Курочкину пришлось потратить и на другие эпизоды, рассказывающие о встрече ребят 9-А и последний день каникул. Но Люба Сорокина нисколько не была в претензии на комсорга. Когда возвращались с этой традиционной встречи накануне первого школьного дня, она даже пооткровенничала с Таней: — Представляешь, какие удивительные превращения! Недавно еще тебе писал стихи, а сегодня… своеобразное признание в пылких чувствах. Но… уже в мой адрес. Правда, я вот перебираю в памяти — совершенно неожиданная, удивительная цепочка событий. Не выступила бы я тогда на собрании, все было бы иначе. Олег не стал бы меня преследовать… Помнишь, какое послание сочинил, конфеты по почте! А когда я вернула конфеты, он стал придумывать обо мне всякие гадости. А не стал бы выдумывать — не схлопотал бы пощечины. Значит, и продолжал бы в нашем классе учиться. И, наверно, жизнь бы у него как-то сложилась по-другому. Иначе, чем сложится теперь. И у нас было бы иначе. Правда ведь интересно: какая цепочка выстраивается. — Не сама выстраивается. Мы все, в общем, строим. — Конечно, не сама. А может, и сама… — Ты считаешь, что началось с собрания? — Именно. Как говорится: поворотный пункт. — Люба, но почему, собственно, ты выступила так? Я не ожидала. — Думаешь, я ожидала! Во-первых, он на тебя несправедливо попер. А во-вторых, злая на него была… Нет, это во-первых. Точно, это главное — от злости. — Из-за чего же ты злилась? — Откровенно?.. Олег нравился мне. Я и на лыжах в парк побежала из-за него. Думала: тоже пойдет. И вечеринку дома устроила ради него. А он… больше на тебя смотрел… Если он вообще может на кого-то смотреть и кого-то видеть, кроме собственной персоны. — Люба взглянула на подругу и спросила: — Тебе, наверное, обидно слышать это?.. Конечно, должно быть обидно: выступала не для того, чтобы защитить товарища, а сводила личные счеты… Но что делать, ведь было так. Было… Такая вот я, — вздохнула Люба. — Ты вообще, Таня, слишком хорошо обо мне думаешь. Правда, я ведь скверная. Помнишь, сказала, что отнесла двоюродной сестре ее старые тетрадки с сочинениями? Правильно: завернула, перевязала веревочкой, а тетрадки до сих пор у меня дома лежат. Удивилась Таня и, подумав, спросила: — Люба, ну, а почему ты так… откровенно все? — Если бы я знала! Вот ты спросила, а я и не знаю, что ответить… Хотя нет, знаю, мне, пожалуй, легче от этого. Призналась, и легче стало. У тебя так бывает? — Наверно… — А может, я такая беспринципная? Это плохо, да? — Ой, Люба, что я, судья? Будто легко ответить. Конечно, беспринципность — не лучшее украшение человека. А вот можно ли тебя назвать беспринципной… не знаю… Люба, мы, наверное, ничего еще не знаем. — Что ж, естественно, всего пятнадцать лет. — Нет, — вздохнула Таня, — уже пятнадцать. Надо знать. История повторяется. Только в этот раз они разговаривали не в коридоре, а в буфете на втором этаже. И настроение у Наташи Белкиной было не такое боевое, как весной. — Нет, — вяло проговорила Наташа, катая в блюдце хлебную крошку. — Пойми, не хочу я неприятностей на свою голову. И на твою, кстати, тоже. Ну зачем тебе этот фотокружок? Были у нас кружки — модельный, общество филателистов. И что? Распались. И будто один Курочкин снимает. У нас в классе ребята тоже фотографируют. — Тем более, — сказала Таня. — А если думать, что ничего не получится да распадутся, — так это легче всего. Только правильно разве? Я считаю, надо сделать опрос в классах, выявить, кто интересуется фотографией. Ну, объясни, чем не полезное дело? Ребята же хотят заниматься. — Вечно у тебя какие-то идеи, Березкина! — Побледневшие к осени рыжие веснушки Наташи, казалось, уныло и навечно застыли на ее пухлых щеках. — Не хочешь о подготовке значкистов ГТО — напиши о летней школьной практике. Вечная проблема. — Какая же вечная — почти половина октября. И во всех стенгазетах об этом уже было… Нет, я на своем стою… Впрочем, чтобы ты не переживала, схожу к директору. Надо и с помещением решать, и вообще… — Правильно! — оживилась Наташа. — Как он скажет, так и будет. Я же не против. А по радио выступать с этим… Понимаешь, не подготовлен вопрос. Верно? — Да верно, недопечен, — устало согласилась Таня. — Но ведь я про саму идею… — А идея хорошая, — кивнула ответственная за выпуск радиогазеты. — Директор, я думаю, одобрит. Вопрос Таня «допекла». Нашла еще несколько ребят, которые, кто как умел, занимались фотографией, и, встретив в коридоре директора школы, попросила уделить ей пару минут. — Пожалуйста, хоть сейчас. В своем кабинете Юрий Юрьевич, в отличие от того, как принимал ее в первый раз, любезно предложил Тане стул, сдвинул в сторону литую, простого стекла вазу с цветами, чтобы лучше видеть собеседника, и сказал: — Слушаю тебя, Таня. Она стала рассказывать о школьных фотолюбителях, что для них было бы полезно создать в школе специальный кружок, потому что фотодело вещь не простая, нужен совет знающего человека… Директор, чуть-чуть улыбаясь, внимательно слушал, не перебивал, не задавал вопросов. Его улыбка как-то озадачивала Березкину, она не могла понять, одобряет Юрий Юрьевич то, что она предлагает, или, наоборот, не хочет серьезно отнестись к ее словам. Чтобы убедить его, привела в пример ученика их класса Курочкина. У него хороший новый аппарат, и отец его немного снимает, Курочкину даже комсомольское поручение дали, чтобы фиксировал интересные события для школьной летописи, а он стал проявлять пленку и все испортил. А какие замечательные кадры были. Мечтали выставку в классе устроить. Выслушал ее директор школы, все продолжая улыбаться, и сказал: — А ведь я знаю, Березкина, почему ты так печешься о фотокружке. — Что вы знаете? — О ремонте квартиры Гудина знаю. — И о… Петре Семеновиче? — А как же. А ты — молодец, Березкина! Она смутилась, порозовела: — Надо же как-то помогать… Но, — быстро добавила она, — сейчас дело, в общем, не в Петре Семеновиче. Фотокружок в самом деле очень нужен. Я могу дать список — шестнадцать человек хотели бы заниматься в нем. А может, и больше. Список у меня в портфеле, я могу принести… — Спасибо, потом… А ты интересуешься, откуда у меня такая… не совсем школьная информация? — Наверное, от Валентины Викторовны?.. — Не только. Любезная Татьяна Сергеевна — главный источник ее. — Бабушка?! — ахнула Таня. — Вместе оказались на районном совещании пропагандистов. Много любопытного рассказала в перерыве. Вслух удивляться Таня больше не стала, а про себя подумала: «Ну и бабушка, везде поспевает!» — Да, вот еще, — продолжал Юрий Юрьевич, — мне стало известно, что комитет комсомола собирается поручить тебе выпуск школьной радиогазеты. И снова Тане пришлось удивиться: — Но там же Белкина, из десятого! — В том-то и дело — из десятого. Выпускной класс. Она очень просит освободить ее. Жалуется, что трудно. Мы тут с Валентиной Викторовной посоветовались, взвесили все и решили, что лучше тебя никто с этой работой не справится. Так что готовься. Участок — важный, ответственный. — Но… мне ведь тоже будет нелегко. У меня еще и другие нагрузки. — Согласен, — кивком небольшой, прямо посаженной головы подтвердил Юрий Юрьевич. — Совсем нелегко. А что делать? Чем труднее, тем интереснее. И лучшей кандидатуры я не вижу. — Вы меня просто хвалите, — опять смутилась Таня. И вдруг улыбнулась: — Я даже знаю — почему хвалите. — Заслуживаешь. — Нет. У меня же сегодня день рождения. — Да что ты говоришь! — Юрий Юрьевич удивился так искрение, будто Березкина вообще не имела права на собственный день рождения. — Вот не знал… — Он растерянно посмотрел на букет цветов в стеклянной вазе, но… нелепо же дарить цветы, которые, как девочка видит, не были приготовлены для нее. — Я поздравляю тебя, Таня! — встав из-за стола, протянул руку директор. — Желаю, как в таких случаях говорится, успехов и счастья! — Спасибо! — Таня чуть склонила голову, понимая, что пора бы и уходить — вот-вот звонок дадут, только… — А как же, Юрий Юрьевич, с фотокружком? — О кружке мы подумаем. — Директор посерьезнел, смотрел, не мигая. — Кстати, когда Петр Семенович возвращается? — Уже скоро, недели через две. — Хорошо, Березкина, мы изучим вопрос… Добрые пожелания родителям, любезной Татьяне Сергеевне и… что ж, как говорится, хорошо отпраздновать день рождения. Таня снова поблагодарила, вышла из кабинета и грустно подумала о том, что праздновать-то день рождения она и не собирается. Да, пришла в голову такая фантазия: не праздновать в этом году. Почему обязательно — гости, шум, поздравления, подарки! Разве нельзя в семейном кругу? Вот захотела так. Сама не знает почему, захотела, и все. Имеет же право, ее день рождения! Таня немного хитрила сама с собой. Вообще-то знала, догадывалась, во всяком случае, помнила, с чего началось… С того шутливого разговора, когда сказала Косте, что дату своего дня рождения будет хранить в глубокой тайне. А Костя тогда сказал, что все равно узнает. Сказал и… ни разу больше не вспомнил. А Таня о его словах помнила… Вот потому-то и решила теперь, что в этом году созывать ребят, как бывало раньше, не станет. Но все равно без гостей не обошлось. Если, конечно, можно считать гостями родную бабушку с дедом. Сергей Егорович пришел в черном, хорошем костюме, а в сумке принес подарок — бережно укутанный аквариум, сработанный им из прозрачных листов пластика. В воде с растениями плавали с десяток разноцветных петушков. — По всем статьям твои, — сказал он. — Не ходила бы за кормом — не жить бы им на белом свете. — Спасибо, дедушка, — рассматривая забавных рыбешек, сказала Таня. — Только ведь их и дальше кормить надо. — Чего говоришь? — не расслышал Сергей Егорович. — Опять, говорю, на пруд надо идти. — Можно и сухим кормить. А если мотылем захочешь угостить, так в зоомагазине продается. А то и на прудок сбегай. Ноги молодые. Вместе с Костей… Что не пришел к тебе? Или поссорились? — Нет-нет, — замотала головой Таня. Татьяна Сергеевна подарила внучке двенадцать томов Достоевского. Новое издание. — Бабушка, — целуя Татьяну Сергеевну, обрадовалась Таня. — Вот спасибо, так спасибо! Достоевского надо знать… Как же вы донесли? Книги, аквариум! — А такси на что! Сразу и на обратный путь заказала. Посидим до десяти и поедем. — Так мало! — Мы люди пожилые, пенсионеры. Почти никуда не ходим, соблюдаем режим… — Знаю, как не ходишь! — засмеялась Таня. — Ты, оказывается, еще и пропагандист… — А, от домоуправления, раз в месяц пошлют. — На конференциях бываешь. Всякие небылицы директорам рассказываешь! — Ну раз уж встретились! — хитровато улыбнулась бабушка. Мама была в своем репертуаре: Таня стала обладательницей коричневого зимнего пальто с норковым воротником. Естественно, мама тут же заставила примерить пальто. — Немного волновалась, когда покупала, — возбужденно рассказывала Ольга Борисовна. — Хотя у девушки, которую попросила примерить, фигура в точности твоя, Танечка… Нет, не ошиблась. Правда же, Татьяна Сергеевна, хорошо сидит? — Прекрасно, как на нее сшито, — не лицемеря, подтвердила бабушка. — Местное производство, но посмотрите, как элегантно… А вот подарок отчима даже не подарок, скорее дар удивил Таню несказанно. А еще больше обрадовал, взволновал. Дмитрий Кириллович вынес из своего кабинета и поставил на стол скульптурный бюст из теплого розоватого мрамора. Первая Татьяна Сергеевна узнала. Сказала сдавленным голосом: — Сережа… Сын. Собравшиеся долго рассматривали скульптуру, находили, что сходство полное. — Все фотографии пришлось изучить, — весьма довольный своей работой и произведенным впечатлением сказал Дмитрий Кириллович. В тот вечер, уже поздно, около одиннадцати, отчим постучал в Танину дверь, словно знал, что Таня и о нем думает и будет рада увидеть его. Она сидела перед столом и смотрела на скульптуру отца. — Я вам так благодарна, — сказала она. — Хотя, если по правде, то отца я представляла чуть другим… Он был, по-моему, мягче. Лиричнее, что ли… Он так маму любил, такие письма нежные писал. — Да, он любил… — задумчиво ероша бороду, подтвердил Дмитрий Кириллович. — Но я так разумею, что не это было главным, определяющим в нем. Иначе… наверно, и сейчас жил бы. Сергей Сергеевич был человеком долга. Прежде всего долга. Он был героический человек, это было заложено в нем… Мне думается, я ухватил суть. Стержневое начало. Я лично таким его воспринимаю. И сам факт, что эта скульптура сейчас здесь, на твоем столе, что она существует, — это моя дань уважения к нему… И к тебе, разумеется. — Вы не представляете, как я благодарна. — Спасибо, — сказал он. — Дмитрий Кириллович, а вы… вы счастливы с мамой? — Ты всегда задаешь такие сложные вопросы… Но ведь отвечать надо. Верно? Она кивнула. — К сожалению, я не такой сильный человек, каким был он. — Дмитрий Кириллович посмотрел на скульптуру. — Наверное, Сергей Сергеевич и в любви был более счастлив, определенен, что ли… Но не подумай, будто жалуюсь. Нет и нет, с Ольгой я действительно счастлив… Ты, видимо, имела в виду какие-то ее недостатки, слабости… Таня вновь кивнула. — В чем-то пытаюсь помочь, подсказать. Может быть, не очень настойчиво. Верно: есть такое, признаюсь. Тут надо подумать. Действительно, политика нейтралитета — не лучший вариант укрепления семьи. Подумаю, обещаю. Хотя в меру. Слишком многого требовать — это пользы не даст. В нормальной семье, как я понимаю, Танюша, должно быть согласие, а не диктат и подчинение. Мне сорок шесть лет, и я научился быть снисходительным, научился прощать. Не сразу пришел к этому. Далеко не сразу. В молодые годы каждый уверен, что лично он лучше других — благороднее, талантливее, умнее. Ведь приятно и удобно так думать. Но с годами понимаешь: в тебе уйма недостатков, ты ничуть не лучше остальных. А когда с горечью осознаешь это — и прекрасно, что осознаешь, — то и становишься снисходительнее к людям, добрее. Хотя сказать, что в свои сорок шесть я такой уж мудрый и все знаю… куда там! К сожалению… Даже с тобой взять. Еще совсем недавно будто в своей отгороженной крепости жил. Теперь, кажется, стены сломаны. Верно? — Верно, — улыбнулась Таня. — Знаете, Дмитрий Кириллович, мне почему-то больше не хочется говорить вам «вы». Не обидитесь, если… — Правильно, Танечка! Рушь ее до конца, стену эту. Таня снова прижалась щекой к его плечу и, нахмурив пушистые брови, сказала: — Тогда спокойной ночи тебе… отец. — Спи, дочка, — сказал Дмитрий Кириллович. Когда Анна Ивановна пришла из больницы, то, пораженная обновленной квартирой, долго не могла привыкнуть к ней, насмотреться. В ней и самой родилось нетерпеливое, радостное желание что-то улучшить, обновить. Костя и не знал, что у матери уже года три хранились впрок купленные тюлевые занавески на окна. Выморила, подшила снизу, пустила тесьму, оставив, сколько требовалось, аккуратных петелек, разгладила занавески утюгом и повесила на карнизах. Костя не для того, чтобы польстить матери, а от души сказал: — Ну, мама, ты всех переплюнула! Была у Анны Ивановны и тайная мысль потратить сотню на покрывало желтого цвета с крупными красивыми розами. Очень бы к золотистым обоям подошло это покрывало. А то очень уж убого смотрится кровать со старым-то — вытерлось, поблекло, по краям посеклось. И сотня была у Анны Ивановны… Да только ведь надо думать и о том, чтобы как-то отблагодарить добрых людей. Шутка ли, столько затратили сил, времени, инструмент всякий предоставили, а краска «слоновая кость» — вообще за их счет. С сыном поделилась. Как не делиться — совсем в.зрослый стал, такой ремонтище без ее помощи осилил. Подумал Костя, выключил телевизор, серые большие глаза на мать уставил. Потом качнул головой: — Нет, мама, деньгами платить — не то. Да и не возьмут. Ни за что не возьмут. Тут плата другая должна быть… — Вещь хорошую купить, да? — Не то, — поморщился Костя. — Отношением надо. Вот если какая беда, несчастье случится у них, то я… ну все сделаю. Себе не стану делать, а им… Они же руку помощи протянули нам. Понимаешь? Не из какой-то корысти, понимаешь? — Как не понять, — согласилась Анна Ивановна. — Я и сама видела — от души помогают. Хорошие люди. — Но деньги все-таки не трать. Пусть лежат, ты их не трогай. — Отцу что купить? Зимнее пальто у него хорошее. Шапку только… — Не для таких вещей. Вдруг захочет фотоаппарат себе купить. Вот у меня друг, Курочкин, он и ремонт помогал делать, так знаешь какую хорошую камеру купил. Снимать учится. Может, и я рискнул бы купить, да, видишь, — кивнул он на телевизор, — пришлось инвалида чинить. И не знаю ведь, какой аппарат ему больше нравится, — сам пусть выбирает. Ни словом Анна Ивановна не возразила. Во всем верила сыну. Раз так говорит, значит, надо. А покрывало, желтое, шелковое, с цветами, все-таки купила. Исхитрилась, сэкономила, в кассе взаимопомощи взяла. Не могла не купить. Вдруг разберут? Народ хватает, денег у всех много. Хорошо стали жить. Ну теперь квартира — любо-дорого посмотреть. Еще смена не кончилась, еще окончательно процент выработки не подбит, а уже с нетерпением думает: скорей бы домой, в свою квартиру. Прихода мужа Анна Ивановна ждала с большим нетерпением, совсем как молодая. Да она, и правда, не старая. Морщин нет, шея гладкая… Седина вот посверкивает. Так можно подкрасить волосы. Воротник Костя купил красивый. Кружевной, белый, к любому платью. На десять лет, говорит, молодит. Что на десять, прибавил, конечно… А так — безусловно освежает. Ну, а значит и молодит. Вернулся Петр Семенович к первому ноября, как ему и обещали. Перед этим сказал, чтобы за ним не приезжали, придет сам. О том, что в квартире сделан ремонт, знал. Не могла Анна Ивановна скрыть этого. Но как и что — понятие имел смутное. Тут у Анны Ивановны, помнившей строгий наказ сына, выдержки все же хватило. — Да сделали, — поспешно говорила она. — Сам увидишь. Ключа от квартиры у Петра Семеновича с собой не было. Позвонил в двенадцатом часу. Открыла Анна Ивановна — нарядная, с прической, белый воротник на васильковом платье. Обняла мужа. А Петр Семенович, в пальто, с пузатым портфелем в руке, и на нее смотрел, и еще больше, с удивлением — в приоткрытую дверь. Сбросил он пальто, кепку, ботинки снял и вошел в комнату. Юлька отвыкла видеть его, да и раньше никогда не выражала бурной радости при его появлении. Сейчас она стояла в напряженной позе, будто выжидая, с любопытством смотрела на отца, наконец-то вернувшегося после долгой отлучки. — Что же ты, проходи, — сказала Анна Ивановна и открыла дверь во вторую комнату — пусть видит и обои с золотом, и нарядное покрывало с цветами. Костя много раз пытался представить себе эту картину возвращения отца. По-всякому виделось. Но такого, чтобы тот целую минуту (а она долгая, минута!) стоял посреди комнаты, не сказав ни единого слова, только медленно поворачивая голову, оглядывая все, такого Костя не представлял. И еще больше удивился он, когда отец, так ничего и не сказав, прошел к столу, сел, опустил голову, закрыл глаза, и плечи у него вдруг задрожали. Смотреть на это было тяжело, тревожно, почти страшно. А вот как поступить, что сказать — Костя не знал. Юлька и вовсе растерялась. Губешки запрыгали, сейчас сама разревется. Одна Анна Ивановна поняла, что надо делать. Подошла к мужу, положила руку на голову, погладила и сказала совсем простые слова: — Ну что ты, Петя, все будет хорошо. Успокойся. У меня вот воспаление легких было, лечилась, видишь, поправилась. Квартира у нас теперь хорошая, нарядная. Недавно тут одна приходила с обменом. Еще весной адрес с доски списала. Вошла и уходить не хочет. Давайте, говорит, меняться и давайте. Вы же вешали объявление, вот и предлагаю: квартира побольше вашей, второй этаж, вода горячая, базар рядом. Еле втолковала ей, что не хотим теперь меняться. Ни базар не нужен, ни вода горячая… Сейчас вот скатерть здесь постелем, пообедаем. Утку вчера купила… Лишь к концу дня, когда уже невысокое ноябрьское солнце, скупо погрев оконную раму, переползло на сиреневые обои и будто засветило свечи в фигурных подсвечниках, тогда только отец как-то пришел в себя, оживился, стал обо всем расспрашивать, потом подходил к своим развешенным на стене этюдам, вспоминал, когда и где рисовал… Костя включил телевизор, но отец передачей не заинтересовался, снова ходил по комнатам, все смотрел, трогал руками… Вечером, лежа на диване, Костя не мог толком разобраться в своих ощущениях. Ожидал большего. Ясно: отец взволнован, даже плакал, но какой-то особой радости, веселого смеха — этого не было. И еще странно: сам Костя ничего будто и не делал весь день, а так устал, что уже в десять часов лег спать. От напряжения, что ли? И уснул быстро. Поэтому не мог слышать ни долгого, за полночь, шепота за дверью в другой комнате, не видел и того, как часа в четыре ночи отец появился в большой комнате и, держа в одной руке настольную лампу с глубоким колпаком абажура, другой сжимая пальцами подбородок, пристально всматривался в этюды, написанные в давние годы. У картины с заходящим солнцем тенью от руки затемнил березы, лишь только верхушки оставил на ярком свету… На другой день, после обеда Петр Семенович пошел на завод. Волновался. Гадал, как встретят в цеху. А встретили нормально. Ни хитроватых, многозначительных взглядов не заметил, ни подковырок, ни шуток обидных. Правда, «чемпион по пиву», бородатый фрезеровщик Филя, на правах близкого приятеля позволил некоторую вольность: — Как там, не замордовали?.. Ну, где лечился-то. — В каком смысле? — Уколы, порошки или гипноз там… Режим… — Режим строгий. Это верно. Работа, лечение… [/QUOTE]
Вставить цитаты…
Проверка
Ответить
Главная
Форумы
Раздел досуга с баней
Библиотека
Добряков "Когда тебе пятнадцать"