Меню
Главная
Форумы
Новые сообщения
Поиск сообщений
Наш YouTube
Пользователи
Зарегистрированные пользователи
Текущие посетители
Вход
Регистрация
Что нового?
Поиск
Поиск
Искать только в заголовках
От:
Новые сообщения
Поиск сообщений
Меню
Главная
Форумы
Раздел досуга с баней
Библиотека
Д. Тонер "Бесславие: Преступный Древний Рим"
JavaScript отключён. Чтобы полноценно использовать наш сайт, включите JavaScript в своём браузере.
Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно.
Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать
другой
.
Ответить в теме
Сообщение
<blockquote data-quote="Маруся" data-source="post: 679388" data-attributes="member: 1"><p><strong>Источники и рекомендуемая литература</strong></p><p></p><p>ВОПРОСЫ ПРЕСТУПНОСТИ в работах античных и раннесредневековых историков освещены скудно и фрагментарно. Ниже перечислены основные источники и труды, с которыми может быть интересно ознакомиться всем желающим глубже изучить тему. Поле римского права крайне обширно и исследовано от края до края, а потому я счел нужным привести здесь лишь самую полезную из имеющейся литературы. Я старался ограничиться общедоступными оригинальными и переводными работами на английском языке, однако не мог не включить в настоящую библиографию и некоторые из важнейших иноязычных источников. В основном тексте книги мною повсюду использованы стандартные сокращения для обозначения различных собраний папирусов и письмен (например, <em>P. Oxy.</em> для обозначения оксиринхских папирусов и <em>CIL </em>для <em>Corpus Inscriptionum Latinarum —</em> «Свода латинских надписей») [105].</p><p></p><p>ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ</p><p>Тем, кто хочет вникнуть в смысл криминологических теорий, полезно начать со сборника: I. Marsh (ed.), <em>Theories of Crime</em> (London, 2006). Интересующимся более широким кругом вопросов о роли юстиции и справедливости в жизни общества рекомендуется к прочтению фундаментальный труд Баррингтона Мура: B. Moore, <em>Injustice: The Social Bases of Obedience and Revolt</em> (London, 1978). Важную веху в изучении отношения общества к преступности оставил французский философ Мишель Фуко, проанализировавший, в частности, теоретические истоки развития современных пенитенциарных систем в книге: M. Foucault, <em>Discipline and Punish: The Birth of the Prison,</em> trans. A. Sheridan (London, 1979) [<em>Фуко М.</em> Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / перевод В. Наумова под ред. И. Борисовой. M.: Ad Marginem, 1999]. Захватывающее исследование на тему «человек и закон», всесторонне рассматривающее психологическое воздействие правоохранительной системы на простых людей с целью побудить их оставаться «в рамках закона», можно найти в книге: P. Ewick and S. S. Silbey, <em>The Common Place of Law: Stories from Everyday Life</em> (Chicago, 1998).</p><p></p><p>Проблемы преступности и борьбы с нею в более поздние исторические периоды освещаются значительно шире. Содержащиеся в таких работах наблюдения и выводы не всегда и не во всем применимы к эпохе античности, но вопросы в них поднимаются вполне уместные даже в отношении имеющихся в нашем распоряжении свидетельств о преступности в древнеримском мире. Приведу лишь самые, на мой взгляд, блестящие из книг этого ряда: T. Dean, <em>Crime in Medieval Europe 1200–1550</em> (Harlow, 2001); T. Astarita, <em>Village Justice: Community, Family, and Popular Culture in Early Modern Italy</em> (Baltimore, MD, 1999); D. Hay et al., <em>Albion’s Fatal Tree: Crime and Society in Eighteenth-Century England</em> (London, 1975); C. Emsley, <em>Crime and Society in England 1750–1900</em> (London, 1987); V. A. C. Gatrell, <em>The Hanging Tree: Execution and the English People 1770–1868</em> (Oxford, 1994). О современном городском криминальном мире см.: G. Manaugh, <em>A Burglar’s Guide to the City</em> (London, 2016).</p><p></p><p>Обсуждение взгляда на древнеримские гладиаторские игры как на геноцид можно найти в книге: M. Grant, <em>Gladiators</em> (London, 1967). Сравнительная статистика убийств в средневековом Лондоне почерпнута мною из труда: S. Pinker, <em>The Better Angels of Our Nature: a History of Violence and Humanity</em> (London, 2012), а данные о детоубийствах в викторианской Британии обсуждаются в монографии: L. Rose, <em>Massacre of the Innocents: Infanticide in Britain, 1800–1939</em> (London, 1986).</p><p></p><p>ПРЕСТУПНОСТЬ В АНТИЧНОСТИ</p><p>Лучшее общее исследование проблемы преступности в Древнем Риме на сегодняшний день написано немецким историком Йенсом-Уве Краузе: Jens-Uwe Krause, <em>Kriminalgeschichte der Antike</em> (München, 2004). На английском языке в открытом онлайновом доступе на сайте <em>Bryn Mawr Classical Review</em> имеется прекрасная рецензия на эту книгу Йорга Фюндлинга, содержащая важнейшие критические замечания по существу вопроса. Кроме того, тот же Краузе опубликовал и другие впечатляющие труды по интересующей нас теме, в том числе исследование древнеримской практики лишения свободы как меры наказания: <em>Gefängnisse im Römischen Reich</em> (Stuttgart, 1996). Особое внимание древнеримской трактовке измены как «преступления против императорского величества» <em>(crimen maiestas)</em> уделяется в книге: R. A. Bauman, <em>Crime and Punishment in Ancient Rome</em> (London, 1996), а политическим убийствам как средству борьбы за власть на высшем уровне — в книге: J. Boriaud, <em>Crimes à l» Antique</em> (Paris, 2012). Разнообразие форм и проявлений организованной преступности на местах описано в сборнике эссе: K. Hopwood (ed.), <em>Organised Crime in Antiquity</em> (London, 1999). Специфике криминала в греческой части античного мира посвящена книга: D. Cohen, <em>Law, Violence and Community in Classical Athens</em> (Cambridge, 1995).</p><p></p><p>РИМСКОЕ ПРАВО</p><p>Первоисточники данных о римском законодательстве делятся на целый ряд категорий. Самые ранние — это законы эпохи царей (<em>Leges regiae)</em> и так называемые законы XII таблиц <em>(Lex duodecim tabularum),</em> датируемые эпохой ранней республики (ок. 450 г. до н. э.). В позднейший республиканский период принимались как различные публичные законы <em>(Leges publicae),</em> так и эдикты преторов и декреты сената <em>(Senatus consulta).</em> Раннюю империю принято считать «золотым веком» римского права, и от нее нам в наследие достались творения трех ведущих юристов той эпохи — Гая (II век), написавшего «Институции», Ульпиана (170–223[?]), оставившего после себя множество определений и трактовок норм римского права <em>(Regulae),</em> и Юлия Павла, чьи «Сентенции» датируются началом III века. Всевозможные императорские указы и постановления также впоследствии неоднократно кодифицировались, в результате чего появились такие своды законов, как «Гермогенов кодекс» <em>(Codex Hermogenianus),</em> содержащий новые законоположения 293–294 годов, а затем и «Кодекс Феодосия», содержащий императорские указы 312–438 годов. Ну и сведение всего и вся воедино мы находим в <em>Corpus Juris Civilis —</em> «Своде гражданского права», собранном в 529–534 годах по распоряжению императора Юстиниана и состоящем из четырех частей — «Институций», «Дигест», «Кодекса» и позднейших «Новелл». Первые три части служили целям обобщения и новой трактовки ранее принятых законов, а последняя описывала порядок применения плодов законотворчества самого Юстиниана. Примеры декламаций, то есть учебных речей, использовавшихся для преподавания будущим юристам азов риторики, можно найти у Сенеки Старшего в «Спорах» <em>(Controversiae),</em> в «Декламациях» Кальпруния Флакка, а также в «Больших декламациях» и «Малых декламациях», традиционно (хотя и ошибочно) приписываемых Квинтилиану.</p><p></p><p>Полезный вводный экскурс в мир римского права можно найти в книге: D. Johnston, <em>Roman Law in Context</em> (Cambridge, 1999); более детальные путеводители по нему — в сборниках: D. Johnston (ed.), <em>The Cambridge Companion to Roman Law</em> (Cambridge, 2015); P. J. du Plessis, C. Ando and K. Tuori (eds)<em>, The Oxford Handbook of Roman Law and Society</em> (Oxford, 2016). Также можно порекомендовать следующие вводные курсы: A. Watson, <em>The Spirit of Roman Law</em> (Athens, GA, 1995); A. M. Riggsby, <em>Roman Law and the Legal World of the Romans</em> (Cambridge, 2010). Детализированное учебное пособие по римскому праву эпохи его расцвета: F. Schulz, <em>Classical Roman Law</em> (Oxford, 1951); уголовное право во всех подробностях: O. F. Robinson, <em>The Criminal Law of Ancient Rome</em> (London, 1995); контекстный разбор правоприменения: J. Crook, <em>Law and Life in Ancient Rome</em> (Ithaca, NY, 1967); J. Harries, <em>Law and Crime in the Roman World</em> (Cambridge, 2007). В книге: S. Connolly, <em>Lives Behind the Laws</em> (Bloomington, IN, 2010) предпринята попытка реконструкции жизненных реалий империи III века согласно содержанию статей <em>Codex Hermogenianus.</em> Характер взаимоотношений между императорским двором, политиками и юристами проанализирован в работах: R. A. Bauman, <em>Lawyers and Politics in the Early Roman Empire </em>(Munich, 1989); T. Honoré, <em>Emperors and Lawyers</em> (Oxford, 1994).</p><p></p><p>Детальное описание петиционной системы: T. Hauken, <em>Petition and Response: An Epigraphic Study of Petitions to Roman Emperors, 181–249</em> (Athens, 1998). Анализ зависимости норм и практик правоприменения от социального статуса: P. Garnsey, <em>Social Status and Legal Privilege in the Roman Empire</em> (Oxford, 1970). Примеры из области семейного права: B. W. Frier and T. A. J. McGinn, <em>A Casebook on Roman Family Law</em> (Oxford, 2004). Введение в античные теории собственности и имущественного права: P. Garnsey, <em>Thinking about Property: from Antiquity to the Age of Revolution</em> (Cambridge, 2007). Подробный разбор римской системы наказаний и карательной практики: O. F. Robinson, <em>Penal Practice and Penal Policy in Ancient Rome</em> (London, 2007). Наконец, в книге: S. Schwartz, <em>From Bedroom to Courtroom: Law and Justice in the Greek Novel</em> (Groningen, 2016) на примерах вымышленных сцен из художественной прозы эпохи античности рассматриваются вопросы о том, что именно считалось запретным и действительно преследовалось по закону в сфере семейной жизни и сексуальных связей.</p><p></p><p>Практика театрализованных казней с использованием сюжетов античной мифологии обсуждается в статье: K. M. Coleman, «Fatal charades: Roman executions staged as mythological enactments» <em>(Journal of Roman Studies</em> 80, 1990: 44–73).</p><p></p><p>РИМСКИЙ ЕГИПЕТ</p><p>Прекрасное введение в уникальный мир Египта эпохи римского правления: P. Parsons, <em>City of the Sharp-nosed Fish: Greek Lives in Roman Egypt</em> (London, 2007). Распространенные в римском Египте виды преступлений впервые проанализированы в работе: B. Baldwin, «Crime and criminals in Graeco-Roman Egypt» <em>(Aegyptus</em> 43, 1963: 256—63). Важные криминологические наблюдения содержатся в работах: R. W. Davies, «The investigation of some crimes in Roman Egypt» <em>(Ancient History</em> 4, 1973: 199–212); R. S. Bagnall, «Official and private violence in Roman Egypt» <em>(The Bulletin of the American Society of Papyrologists</em> 26, 1989: 201 — 16); D. W. Hobson, «The impact of law on village life in Roman Egypt», in: B. Halpern and D. W. Hobson (eds), <em>Law, Politics and Society in the Ancient Mediterranean World</em> (Sheffield, 1993: 193–219). Именно из последней работы позаимствованы сведения о преступлениях, обнаруженные в папирусах. После этого были опубликованы еще два важных исследования социального контекста судебных тяжб, авторам которых я также премного благодарен: B. Kelly, <em>Petitions, Litigation, and Social Control in Roman Egypt</em> (Oxford, 2011); A. Bryen, <em>Violence in Roman Egypt: a Study in Legal Interpretation</em> (Philadelphia, PA, 2013). В частности, именно из книги Б. Келли (с. 54–55) мною позаимствован эпизод с кражей рыбы, из книги А. Брайена (с. 96) — дело жены повара Агафия Демона, а обсуждение тонкостей использования терминов <em>bia</em> и <em>hubris</em> для классификации оскорблений действием и словом — из работы Д. Хобсона. Переводы текстов папирусов, взятые мною из этих источников, я использовал практически без изменений.</p><p></p><p>ПРАВО И ЗАКОН В НАРОДНОМ ВОСПРИЯТИИ</p><p>Текст пародийного «Поросячьего завета» <em>(testamentum porcelli) </em>приводится на английском языке: D. Daube, <em>Roman Law: Linguistic, Social and Philosophical Aspects</em> (Edinburgh, 1969: 77–81). В эссе: J.-J. Aubert «Du lard ou du cochon?: the "Testamentum Porcelli" as a Jewish Anti-Christian Pamphlet», вошедшем в сборник <em>A Tall Order: Writing the Social History of the Ancient World</em> (Munich, 2005: 107—41), содержатся весьма полезные вводные данные об этом артефакте, на основе которых, правда, делается вывод из разряда «теорий заговоров», представляющийся мне притянутым за уши. Другие полезные комментарии к завещанию поросенка можно найти в статьях: E. Champlin, «The Testament of the Piglet» <em>(Phoenix</em> 41, 1987: 174-83); B. Baldwin, «The Testamentum Porcelli», in: Baldwin, <em>Studies on Late Roman and Byzantine History</em> (Leiden, 1985: 137-48).</p><p></p><p>По поводу законов о тавернах см.: J. Toner, <em>Leisure and Ancient Rome</em> (Cambridge, 1995). О народных понятиях о правосудии см.: T. Morgan, <em>Popular Morality in the Early Roman Empire</em> (Cambridge, 2007). О народных представлениях о справедливости и самосудном возмездии в античной художественной литературе см.: F. Millar, «The World of the Golden Ass» <em>(Journal of Roman Studies</em> 71, 1981: 63–75).</p><p></p><p>НАРОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ</p><p>Обзор по теме можно найти в соответствующих главах книг: J. Toner, <em>Popular Culture in Ancient Rome</em> (Cambridge, 2009) (chapter 5, «Popular Resistance»); R. MacMullen, <em>Enemies of the Roman Order: Treason, Unrest, and Alienation in the Empire</em> (Cambridge, MA, 1966) (chapter 6, «The Outsiders»). Список основных первоисточников см. в: G. E. M. de Ste. Croix, <em>The Class Struggle in the Ancient Greek World: From the Archaic Age to the Arab Conquests</em> (London, 1981: 441—52). А попытки установить самые полезные из них предприняты в следующих работах: J. Barns, «Shenute as a historical source» в сборнике: J. Wolski (ed.), <em>Actes du Xe Congrès International de Papyrologues, Varsovie, Cracovie, 3–9 Septembre, 1961</em> (Wroclaw, 1964: 151 — 59); L. Koenen, «The prophecies of a potter: a prophecy of world renewal becomes an apocalypse» <em>(American Studies in Papyrology</em> 7, 1970: 249-54). Об отношении евреев к римскому правлению см.: N. R. M. de Lange, «Jewish attitudes to the Roman Empire» в сборнике: P. Garnsey and C. R. Whittaker (eds), <em>Imperialism in the Ancient World</em> (Cambridge, 1978: 255-81). Анонимное послание с жалобами «О военных делах» подробно обсуждается в книге: E. A. Thompson, <em>A Roman Reformer and Inventor: Being a New Text of the Treatise De rebus bellicis</em> (Oxford, 1952). Особо интересующимся методами борьбы крестьянства против угнетения рекомендую блестящие книги Дж. Скотта: J. Scott, <em>Domination and the Arts of Resistance</em> (New Haven, CT, 1992) и <em>Weapons of the Weak: Everyday Forms of Peasant Resistance</em> (New Haven, CT, 1985).</p><p></p><p>Массовые беспорядки и народные бунты лучше всего описаны в книге: P. J. J. Vanderbroeck, <em>Popular Leadership and Collective Behavior in the Late Roman Republica. 80–50 B. C.</em> (Amsterdam, 1987). См. также: T. W. Africa, «Urban violence in Imperial Rome» // <em>Journal of Interdisciplinary History</em> 2, 1971: 3-21. О значении голода и перебоев с поставками продовольствия в народной политике см.: P. Garsney, <em>Famine and Food Supply in the Graeco-Roman World: Responses to Risk and Crisis</em> (Cambridge, 1988); а также (для сравнения) классическую статью: E. P. Thompson, «The moral economy of the English crowd in the eighteenth century» <em>(Past & Present</em> 50, 1971: 76-136).</p><p></p><p>ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И БАНДИТИЗМ</p><p>Проблема бандитизма лучше всего исследована в книге: T. Grünewald, <em>Bandits in the Roman Empire: Myth and Reality</em> (London, 2004) и двух эссе: B. Shaw, «Bandits in the Roman Empire» <em>(Past & Present </em>105, 1984: 3-52); «Rebels and outsiders» <em>(Cambridge Ancient History </em>11, 2000: 361–403). См. также: R. C. Knapp, <em>Prostitutes, Outlaws, Slaves, Gladiators, Ordinary Men and Women… the Romans that History Forgot</em> (London, 2011), где в главе 9 («Beyond the Law») подробно рассказано о разбойничьих шайках и пиратах. В галльском контексте поздней империи об орудовавших там багаудах см.: J. Drinkwater and H. Elton (eds), <em>Fifth-Century Gaul: A Crisis of Identity?</em> (Cambridge, 1992). О массовых крестьянских восстаниях см.: E. A. Thompson, «Peasant Revolts in Late Roman Gaul and Spain» в сборнике: M. I. Finley (ed.), <em>Studies in Ancient Society</em> (London, 1974), глава 14; а также две статьи: S. L. Dyson, «Native revolts in the Roman Empire» <em>(Historia</em> 20, 1971: 239—74) и «Native revolt patterns in the Roman Empire» <em>(Aufstieg und Niedergang der römischen Welt</em> 2.3, 1975: 138—75). Единственной фундаментальной работой, посвященной зверствам военного времени, остается так и не опубликованная диссертация: Mars McClelland Westington, «Atrocities in Roman warfare to 133 BC» (University of Chicago, 1938). Частный случай геноцида кельтского племени салассов обсуждается в статье: L. Matthews, «A Manmade Humanitarian Crisis: Augustus and the Salassi» // R. Riera, D. Gómez-Castro and T. Ñaco del Hoyo (eds), <em>Ancient Disasters and Crisis Management in Classical Antiquity</em> (Gdansk, 2015: 99-119).</p><p></p><p>ЖЕНСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОСЫ</p><p>Статус женщин и их весьма неопределенное положение в рамках римской судебно-правовой системы детально обсуждается в книге: T. A. J. McGinn, <em>Prostitution, Sexuality, and the Law in Ancient Rome</em> (Oxford, 2003). О проблеме изнасилований см.: K. F. Pierce and S. Deacy, <em>Rape in Antiquity</em> (London, 1997). О женском вопросе и методах его решения в поздней империи см.: A. Arjava, <em>Women and Law in Late Antiquity</em> (Oxford, 1996). Сравнительно-исторический анализ мы находим в книге: L. Zedner, <em>Women, Crime, and Custody in Victorian England</em> (Oxford, 1991).</p><p></p><p>Религиозные преступления проанализированы в трудах: R. A. Bauman, <em>Impietas in Principem: A Study of Treason against the Roman Emperor with Special Reference to the First Century AD</em> (Munich, 1974); C. Ando and J. Rüpke (eds), <em>Religion and Law in Classical and Christian Rome</em> (Stuttgart, 2006). Применительно к поздней христианской империи много полезного сообщается также в работе: M. Gaddis, <em>There is no Crime for Those who have Christ: Religious Violence in the Christian Roman Empire</em> (Berkeley, CA, 2005). О широко распространенной практике использования заклинаний, проклятий и прочих средств из арсенала черной магии и прямого обращения к языческим богам см.: E. Eidinow, <em>Oracles, Curses, and Risk among the Ancient Greeks</em> (Oxford, 2007); J. G. Gager (ed.), <em>Curse Tablets and Binding Spells from the Ancient World</em> (Oxford, 1992). Из последнего источника я взял примеры текстов проклятий и заклинаний против врагов. О нравах римлян, их конфликтности и склонности к насильственным методам решения любых межличностных проблем см.: M. Peachin (ed.), <em>The Oxford Handbook of Social Relations in the Roman World </em>(Oxford, 2011). Текст проклятия в адрес воров со стороны их жертвы по имени Маслик позаимствован из статьи: H. S. Versnel, «Punish Those Who Rejoice in Our Misery: on Curse Tablets and Schadenfreude» // D. R. Jordan, H. Montgomery, and E. Thomassen (eds), <em>The World of Ancient Magic</em> (Bergen, 1999: 125—62, p. 128). Полный список астрологов и толкователей судьбы, приговоренных к изгнанию, см.: P. Ripat, «Expelling misconceptions: astrologers at Rome» <em>(Classical Philology</em> 106, 2011: 115–154).</p><p></p><p>ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НРАВСТВЕННОСТИ</p><p>О трактовках понятия «роскошь» и ограничениях на нее см.: A. Dalby, <em>Empire of Pleasures: Luxury and Indulgence in the Roman World </em>(London, 2000); A. Wallace-Hadrill, <em>Rome’s Cultural Revolution</em> (Cambridge, 2008); A. Wallace-Hadrill, «The Senses in the Market-place: The Luxury Market and Eastern Trade in Imperial Rome» // J. Toner (ed.), <em>A Cultural History of the Senses in Antiquity</em> (London, 2014: 69–89); E. Zanda, <em>Fighting Hydralike Luxury: Sumptuary Regulation in the Roman Republic</em> (London, 2013); M. Zarmakoupi, <em>Designing for Luxury on the Bay of Naples: Villas and landscapes (c. 100 BCE — 79 CE) </em>(Oxford, 2014); а для сравнения с новейшими временами: D. Weir, <em>Decadence and the Making of Modernism</em> (Amherst, MA, 1995).</p><p></p><p>РИМСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ</p><p>Тем, кто впервые заинтересовался римской системой государственного управления, лучше сразу начинать знакомство с нею с содержащей здравую сумасшедшинку книги Кита Хопкинса — истории современных «попаданцев» в римский суд в Помпеях: K. Hopkins, <em>A World Full of Gods: Pagans, Jews and Christians in the Roman Empire</em> (London, 1999). Его же перу принадлежат и более академично выполненные труды, в частности о завоевании и порабощении народов: K. Hopkins, <em>Conquerors and Slaves</em> (Cambridge, 1978). Хорошее введение в систему государственного управления Римской империей можно найти в книге: B. Levick, <em>The Government of the Roman Empire</em> (London, 2000); описание и анализ методов государственного управления, практиковавшихся римскими имперскими властями, — в изданиях: W. Nippel, <em>Public Order in Ancient Rome</em> (Cambridge, 1995); J. E. Lendon, «Social control at Rome» <em>(Classical Journal</em> 93, 1997: 83—8); C. J. Fuhrmann<em>, Policing the Roman Empire: Soldiers, Administration and Public Order</em> (Oxford, 2011). Кстати, в последней из этих работ утверждается, что именно для охраны правопорядка и поддержания общественного спокойствия на местах римские власти и практиковали размещение гарнизонов своих войск по городам и весям.</p><p></p><p>В книге: S. H. Rutledge, <em>Imperial Inquisitions: Prosecutors and Informants from Tiberius to Domitian</em> (London, 2001) детально исследовано всё, что касается деятельности государственных осведомителей <em>(delatores),</em> а в труде: R. S. Rogers, <em>Criminal Trials and Criminal Legislation under Tiberius</em> (Middletown, CT, 1935) — практика уголовного преследования аристократии по обвинениям в измене с целью ее постановки под контроль властей.</p><p></p><p>Идеология римского правления и роль закона в ее созидании анализируются в книгах: L. C. Colognesi, <em>Law and Power in the Making of the Roman Commonwealth</em> (Cambridge, 2014); C. Ando, <em>Law, language, and Empire in the Roman Tradition</em> (Philadelphia, PA, 2011). Впрочем, автор последней (Клиффорд Андо) в другом своем труде, <em>Imperial Ideology and Provincial Loyalty in the Roman Empire</em> (Berkeley, CA, 2000), излишне, я бы сказал, оптимистичен, когда рассуждает о восприятии римского режима на местах. Для лучшего понимания характера взаимной любви между народом и императором см., например: P. Veyne, <em>Bread and Circuses: Historical Sociology and Political Pluralism</em> (London, 1992: 295—6).</p><p></p><p>ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ</p><p>Лучшим введением в закон и право эпохи заката империи служит книга: J. Harries, <em>Law and Empire in Late Antiquity</em> (Cambridge, 1999). Суть юридических инноваций, предпринятых первым христианским императором Константином, довольно сжато изложена в книге: J. N. Dillon, <em>The Justice of Constantine: Law, Communication, and Control</em> (Ann Arbor, MI, 2012). Хорошим антидотом от излишнего оптимизма, навеваемого этой книгой, служат критические работы Р. Макмаллена об издержках избыточного регулирования — статья о судебном произволе: R. MacMullen, «Judicial savagery in the Roman empire» <em>(Chiron</em> 16, 1986: 43–62) и книга о чудовищной коррупции: <em>Corruption and the Decline of Rome</em> (New Haven, CT, 1988) — как разрушительных факторах, подточивших силы Рима и предопределивших крушение империи. Более уравновешенная позиция отражена в книге: C. Kelly, <em>Ruling the Later Roman Empire</em> (Cambridge, MA, 2004), где коррупция представлена в нейтральном свете — как фактор, позволявший функционировать весьма неэффективным механизмам системы государственного управления доиндустриальной эры. Именно у Келли детально проанализировано сочинение византийского бюрократа Иоанна Лида. Там же (в примечании 1 к с. 114) можно найти ссылки на различные прочтения и интерпретации рассказа об императоре Адриане и дерзкой просительнице. Насильственным преступлениям в поздней Римской империи посвящена книга Йенса-Уве Краузе: Jens-Uwe Krause, <em>Gewalt und Kriminalität in der Spätantike </em>(Munich, 2014), — однако в данном случае ее автор, и я настаиваю на этом, смотрит на происходившее там через розовые очки и явно занижает уровень насилия, имевшего место на закате античности. О неразберихе с учреждением и упразднением поста иренарха (аналога шерифа) см.: Hopwood, <em>Organised Crime,</em> p. 192—3. О насилии среди простонародья рассказано в книге: T. E. Gregory, <em>Vox Populi: Popular Opinion and Violence in the Religious Controversies of the Fifth Century A. D.</em> (Columbus, OH, 1979), а в более широком срезе — в сборнике: H. Drake (ed.), <em>Violence in Late Antiquity: Perceptions and Practices</em> (Aldershot, 2006: 179-96), в который включена и отдельная глава о насилии на религиозной почве: B. Shaw, «Bad Boys: Circumcellions and Fictive Violence». Практика использования тайных агентов для поддержания общественного порядка обсуждается в статье: W. G. Sinnigen, «Two branches of the Later Roman Secret Service» <em>(American Journal of Philology</em> 80, 1959: 238-54).</p></blockquote><p></p>
[QUOTE="Маруся, post: 679388, member: 1"] [B]Источники и рекомендуемая литература[/B] ВОПРОСЫ ПРЕСТУПНОСТИ в работах античных и раннесредневековых историков освещены скудно и фрагментарно. Ниже перечислены основные источники и труды, с которыми может быть интересно ознакомиться всем желающим глубже изучить тему. Поле римского права крайне обширно и исследовано от края до края, а потому я счел нужным привести здесь лишь самую полезную из имеющейся литературы. Я старался ограничиться общедоступными оригинальными и переводными работами на английском языке, однако не мог не включить в настоящую библиографию и некоторые из важнейших иноязычных источников. В основном тексте книги мною повсюду использованы стандартные сокращения для обозначения различных собраний папирусов и письмен (например, [I]P. Oxy.[/I] для обозначения оксиринхских папирусов и [I]CIL [/I]для [I]Corpus Inscriptionum Latinarum —[/I] «Свода латинских надписей») [105]. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Тем, кто хочет вникнуть в смысл криминологических теорий, полезно начать со сборника: I. Marsh (ed.), [I]Theories of Crime[/I] (London, 2006). Интересующимся более широким кругом вопросов о роли юстиции и справедливости в жизни общества рекомендуется к прочтению фундаментальный труд Баррингтона Мура: B. Moore, [I]Injustice: The Social Bases of Obedience and Revolt[/I] (London, 1978). Важную веху в изучении отношения общества к преступности оставил французский философ Мишель Фуко, проанализировавший, в частности, теоретические истоки развития современных пенитенциарных систем в книге: M. Foucault, [I]Discipline and Punish: The Birth of the Prison,[/I] trans. A. Sheridan (London, 1979) [[I]Фуко М.[/I] Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / перевод В. Наумова под ред. И. Борисовой. M.: Ad Marginem, 1999]. Захватывающее исследование на тему «человек и закон», всесторонне рассматривающее психологическое воздействие правоохранительной системы на простых людей с целью побудить их оставаться «в рамках закона», можно найти в книге: P. Ewick and S. S. Silbey, [I]The Common Place of Law: Stories from Everyday Life[/I] (Chicago, 1998). Проблемы преступности и борьбы с нею в более поздние исторические периоды освещаются значительно шире. Содержащиеся в таких работах наблюдения и выводы не всегда и не во всем применимы к эпохе античности, но вопросы в них поднимаются вполне уместные даже в отношении имеющихся в нашем распоряжении свидетельств о преступности в древнеримском мире. Приведу лишь самые, на мой взгляд, блестящие из книг этого ряда: T. Dean, [I]Crime in Medieval Europe 1200–1550[/I] (Harlow, 2001); T. Astarita, [I]Village Justice: Community, Family, and Popular Culture in Early Modern Italy[/I] (Baltimore, MD, 1999); D. Hay et al., [I]Albion’s Fatal Tree: Crime and Society in Eighteenth-Century England[/I] (London, 1975); C. Emsley, [I]Crime and Society in England 1750–1900[/I] (London, 1987); V. A. C. Gatrell, [I]The Hanging Tree: Execution and the English People 1770–1868[/I] (Oxford, 1994). О современном городском криминальном мире см.: G. Manaugh, [I]A Burglar’s Guide to the City[/I] (London, 2016). Обсуждение взгляда на древнеримские гладиаторские игры как на геноцид можно найти в книге: M. Grant, [I]Gladiators[/I] (London, 1967). Сравнительная статистика убийств в средневековом Лондоне почерпнута мною из труда: S. Pinker, [I]The Better Angels of Our Nature: a History of Violence and Humanity[/I] (London, 2012), а данные о детоубийствах в викторианской Британии обсуждаются в монографии: L. Rose, [I]Massacre of the Innocents: Infanticide in Britain, 1800–1939[/I] (London, 1986). ПРЕСТУПНОСТЬ В АНТИЧНОСТИ Лучшее общее исследование проблемы преступности в Древнем Риме на сегодняшний день написано немецким историком Йенсом-Уве Краузе: Jens-Uwe Krause, [I]Kriminalgeschichte der Antike[/I] (München, 2004). На английском языке в открытом онлайновом доступе на сайте [I]Bryn Mawr Classical Review[/I] имеется прекрасная рецензия на эту книгу Йорга Фюндлинга, содержащая важнейшие критические замечания по существу вопроса. Кроме того, тот же Краузе опубликовал и другие впечатляющие труды по интересующей нас теме, в том числе исследование древнеримской практики лишения свободы как меры наказания: [I]Gefängnisse im Römischen Reich[/I] (Stuttgart, 1996). Особое внимание древнеримской трактовке измены как «преступления против императорского величества» [I](crimen maiestas)[/I] уделяется в книге: R. A. Bauman, [I]Crime and Punishment in Ancient Rome[/I] (London, 1996), а политическим убийствам как средству борьбы за власть на высшем уровне — в книге: J. Boriaud, [I]Crimes à l» Antique[/I] (Paris, 2012). Разнообразие форм и проявлений организованной преступности на местах описано в сборнике эссе: K. Hopwood (ed.), [I]Organised Crime in Antiquity[/I] (London, 1999). Специфике криминала в греческой части античного мира посвящена книга: D. Cohen, [I]Law, Violence and Community in Classical Athens[/I] (Cambridge, 1995). РИМСКОЕ ПРАВО Первоисточники данных о римском законодательстве делятся на целый ряд категорий. Самые ранние — это законы эпохи царей ([I]Leges regiae)[/I] и так называемые законы XII таблиц [I](Lex duodecim tabularum),[/I] датируемые эпохой ранней республики (ок. 450 г. до н. э.). В позднейший республиканский период принимались как различные публичные законы [I](Leges publicae),[/I] так и эдикты преторов и декреты сената [I](Senatus consulta).[/I] Раннюю империю принято считать «золотым веком» римского права, и от нее нам в наследие достались творения трех ведущих юристов той эпохи — Гая (II век), написавшего «Институции», Ульпиана (170–223[?]), оставившего после себя множество определений и трактовок норм римского права [I](Regulae),[/I] и Юлия Павла, чьи «Сентенции» датируются началом III века. Всевозможные императорские указы и постановления также впоследствии неоднократно кодифицировались, в результате чего появились такие своды законов, как «Гермогенов кодекс» [I](Codex Hermogenianus),[/I] содержащий новые законоположения 293–294 годов, а затем и «Кодекс Феодосия», содержащий императорские указы 312–438 годов. Ну и сведение всего и вся воедино мы находим в [I]Corpus Juris Civilis —[/I] «Своде гражданского права», собранном в 529–534 годах по распоряжению императора Юстиниана и состоящем из четырех частей — «Институций», «Дигест», «Кодекса» и позднейших «Новелл». Первые три части служили целям обобщения и новой трактовки ранее принятых законов, а последняя описывала порядок применения плодов законотворчества самого Юстиниана. Примеры декламаций, то есть учебных речей, использовавшихся для преподавания будущим юристам азов риторики, можно найти у Сенеки Старшего в «Спорах» [I](Controversiae),[/I] в «Декламациях» Кальпруния Флакка, а также в «Больших декламациях» и «Малых декламациях», традиционно (хотя и ошибочно) приписываемых Квинтилиану. Полезный вводный экскурс в мир римского права можно найти в книге: D. Johnston, [I]Roman Law in Context[/I] (Cambridge, 1999); более детальные путеводители по нему — в сборниках: D. Johnston (ed.), [I]The Cambridge Companion to Roman Law[/I] (Cambridge, 2015); P. J. du Plessis, C. Ando and K. Tuori (eds)[I], The Oxford Handbook of Roman Law and Society[/I] (Oxford, 2016). Также можно порекомендовать следующие вводные курсы: A. Watson, [I]The Spirit of Roman Law[/I] (Athens, GA, 1995); A. M. Riggsby, [I]Roman Law and the Legal World of the Romans[/I] (Cambridge, 2010). Детализированное учебное пособие по римскому праву эпохи его расцвета: F. Schulz, [I]Classical Roman Law[/I] (Oxford, 1951); уголовное право во всех подробностях: O. F. Robinson, [I]The Criminal Law of Ancient Rome[/I] (London, 1995); контекстный разбор правоприменения: J. Crook, [I]Law and Life in Ancient Rome[/I] (Ithaca, NY, 1967); J. Harries, [I]Law and Crime in the Roman World[/I] (Cambridge, 2007). В книге: S. Connolly, [I]Lives Behind the Laws[/I] (Bloomington, IN, 2010) предпринята попытка реконструкции жизненных реалий империи III века согласно содержанию статей [I]Codex Hermogenianus.[/I] Характер взаимоотношений между императорским двором, политиками и юристами проанализирован в работах: R. A. Bauman, [I]Lawyers and Politics in the Early Roman Empire [/I](Munich, 1989); T. Honoré, [I]Emperors and Lawyers[/I] (Oxford, 1994). Детальное описание петиционной системы: T. Hauken, [I]Petition and Response: An Epigraphic Study of Petitions to Roman Emperors, 181–249[/I] (Athens, 1998). Анализ зависимости норм и практик правоприменения от социального статуса: P. Garnsey, [I]Social Status and Legal Privilege in the Roman Empire[/I] (Oxford, 1970). Примеры из области семейного права: B. W. Frier and T. A. J. McGinn, [I]A Casebook on Roman Family Law[/I] (Oxford, 2004). Введение в античные теории собственности и имущественного права: P. Garnsey, [I]Thinking about Property: from Antiquity to the Age of Revolution[/I] (Cambridge, 2007). Подробный разбор римской системы наказаний и карательной практики: O. F. Robinson, [I]Penal Practice and Penal Policy in Ancient Rome[/I] (London, 2007). Наконец, в книге: S. Schwartz, [I]From Bedroom to Courtroom: Law and Justice in the Greek Novel[/I] (Groningen, 2016) на примерах вымышленных сцен из художественной прозы эпохи античности рассматриваются вопросы о том, что именно считалось запретным и действительно преследовалось по закону в сфере семейной жизни и сексуальных связей. Практика театрализованных казней с использованием сюжетов античной мифологии обсуждается в статье: K. M. Coleman, «Fatal charades: Roman executions staged as mythological enactments» [I](Journal of Roman Studies[/I] 80, 1990: 44–73). РИМСКИЙ ЕГИПЕТ Прекрасное введение в уникальный мир Египта эпохи римского правления: P. Parsons, [I]City of the Sharp-nosed Fish: Greek Lives in Roman Egypt[/I] (London, 2007). Распространенные в римском Египте виды преступлений впервые проанализированы в работе: B. Baldwin, «Crime and criminals in Graeco-Roman Egypt» [I](Aegyptus[/I] 43, 1963: 256—63). Важные криминологические наблюдения содержатся в работах: R. W. Davies, «The investigation of some crimes in Roman Egypt» [I](Ancient History[/I] 4, 1973: 199–212); R. S. Bagnall, «Official and private violence in Roman Egypt» [I](The Bulletin of the American Society of Papyrologists[/I] 26, 1989: 201 — 16); D. W. Hobson, «The impact of law on village life in Roman Egypt», in: B. Halpern and D. W. Hobson (eds), [I]Law, Politics and Society in the Ancient Mediterranean World[/I] (Sheffield, 1993: 193–219). Именно из последней работы позаимствованы сведения о преступлениях, обнаруженные в папирусах. После этого были опубликованы еще два важных исследования социального контекста судебных тяжб, авторам которых я также премного благодарен: B. Kelly, [I]Petitions, Litigation, and Social Control in Roman Egypt[/I] (Oxford, 2011); A. Bryen, [I]Violence in Roman Egypt: a Study in Legal Interpretation[/I] (Philadelphia, PA, 2013). В частности, именно из книги Б. Келли (с. 54–55) мною позаимствован эпизод с кражей рыбы, из книги А. Брайена (с. 96) — дело жены повара Агафия Демона, а обсуждение тонкостей использования терминов [I]bia[/I] и [I]hubris[/I] для классификации оскорблений действием и словом — из работы Д. Хобсона. Переводы текстов папирусов, взятые мною из этих источников, я использовал практически без изменений. ПРАВО И ЗАКОН В НАРОДНОМ ВОСПРИЯТИИ Текст пародийного «Поросячьего завета» [I](testamentum porcelli) [/I]приводится на английском языке: D. Daube, [I]Roman Law: Linguistic, Social and Philosophical Aspects[/I] (Edinburgh, 1969: 77–81). В эссе: J.-J. Aubert «Du lard ou du cochon?: the "Testamentum Porcelli" as a Jewish Anti-Christian Pamphlet», вошедшем в сборник [I]A Tall Order: Writing the Social History of the Ancient World[/I] (Munich, 2005: 107—41), содержатся весьма полезные вводные данные об этом артефакте, на основе которых, правда, делается вывод из разряда «теорий заговоров», представляющийся мне притянутым за уши. Другие полезные комментарии к завещанию поросенка можно найти в статьях: E. Champlin, «The Testament of the Piglet» [I](Phoenix[/I] 41, 1987: 174-83); B. Baldwin, «The Testamentum Porcelli», in: Baldwin, [I]Studies on Late Roman and Byzantine History[/I] (Leiden, 1985: 137-48). По поводу законов о тавернах см.: J. Toner, [I]Leisure and Ancient Rome[/I] (Cambridge, 1995). О народных понятиях о правосудии см.: T. Morgan, [I]Popular Morality in the Early Roman Empire[/I] (Cambridge, 2007). О народных представлениях о справедливости и самосудном возмездии в античной художественной литературе см.: F. Millar, «The World of the Golden Ass» [I](Journal of Roman Studies[/I] 71, 1981: 63–75). НАРОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ Обзор по теме можно найти в соответствующих главах книг: J. Toner, [I]Popular Culture in Ancient Rome[/I] (Cambridge, 2009) (chapter 5, «Popular Resistance»); R. MacMullen, [I]Enemies of the Roman Order: Treason, Unrest, and Alienation in the Empire[/I] (Cambridge, MA, 1966) (chapter 6, «The Outsiders»). Список основных первоисточников см. в: G. E. M. de Ste. Croix, [I]The Class Struggle in the Ancient Greek World: From the Archaic Age to the Arab Conquests[/I] (London, 1981: 441—52). А попытки установить самые полезные из них предприняты в следующих работах: J. Barns, «Shenute as a historical source» в сборнике: J. Wolski (ed.), [I]Actes du Xe Congrès International de Papyrologues, Varsovie, Cracovie, 3–9 Septembre, 1961[/I] (Wroclaw, 1964: 151 — 59); L. Koenen, «The prophecies of a potter: a prophecy of world renewal becomes an apocalypse» [I](American Studies in Papyrology[/I] 7, 1970: 249-54). Об отношении евреев к римскому правлению см.: N. R. M. de Lange, «Jewish attitudes to the Roman Empire» в сборнике: P. Garnsey and C. R. Whittaker (eds), [I]Imperialism in the Ancient World[/I] (Cambridge, 1978: 255-81). Анонимное послание с жалобами «О военных делах» подробно обсуждается в книге: E. A. Thompson, [I]A Roman Reformer and Inventor: Being a New Text of the Treatise De rebus bellicis[/I] (Oxford, 1952). Особо интересующимся методами борьбы крестьянства против угнетения рекомендую блестящие книги Дж. Скотта: J. Scott, [I]Domination and the Arts of Resistance[/I] (New Haven, CT, 1992) и [I]Weapons of the Weak: Everyday Forms of Peasant Resistance[/I] (New Haven, CT, 1985). Массовые беспорядки и народные бунты лучше всего описаны в книге: P. J. J. Vanderbroeck, [I]Popular Leadership and Collective Behavior in the Late Roman Republica. 80–50 B. C.[/I] (Amsterdam, 1987). См. также: T. W. Africa, «Urban violence in Imperial Rome» // [I]Journal of Interdisciplinary History[/I] 2, 1971: 3-21. О значении голода и перебоев с поставками продовольствия в народной политике см.: P. Garsney, [I]Famine and Food Supply in the Graeco-Roman World: Responses to Risk and Crisis[/I] (Cambridge, 1988); а также (для сравнения) классическую статью: E. P. Thompson, «The moral economy of the English crowd in the eighteenth century» [I](Past & Present[/I] 50, 1971: 76-136). ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И БАНДИТИЗМ Проблема бандитизма лучше всего исследована в книге: T. Grünewald, [I]Bandits in the Roman Empire: Myth and Reality[/I] (London, 2004) и двух эссе: B. Shaw, «Bandits in the Roman Empire» [I](Past & Present [/I]105, 1984: 3-52); «Rebels and outsiders» [I](Cambridge Ancient History [/I]11, 2000: 361–403). См. также: R. C. Knapp, [I]Prostitutes, Outlaws, Slaves, Gladiators, Ordinary Men and Women… the Romans that History Forgot[/I] (London, 2011), где в главе 9 («Beyond the Law») подробно рассказано о разбойничьих шайках и пиратах. В галльском контексте поздней империи об орудовавших там багаудах см.: J. Drinkwater and H. Elton (eds), [I]Fifth-Century Gaul: A Crisis of Identity?[/I] (Cambridge, 1992). О массовых крестьянских восстаниях см.: E. A. Thompson, «Peasant Revolts in Late Roman Gaul and Spain» в сборнике: M. I. Finley (ed.), [I]Studies in Ancient Society[/I] (London, 1974), глава 14; а также две статьи: S. L. Dyson, «Native revolts in the Roman Empire» [I](Historia[/I] 20, 1971: 239—74) и «Native revolt patterns in the Roman Empire» [I](Aufstieg und Niedergang der römischen Welt[/I] 2.3, 1975: 138—75). Единственной фундаментальной работой, посвященной зверствам военного времени, остается так и не опубликованная диссертация: Mars McClelland Westington, «Atrocities in Roman warfare to 133 BC» (University of Chicago, 1938). Частный случай геноцида кельтского племени салассов обсуждается в статье: L. Matthews, «A Manmade Humanitarian Crisis: Augustus and the Salassi» // R. Riera, D. Gómez-Castro and T. Ñaco del Hoyo (eds), [I]Ancient Disasters and Crisis Management in Classical Antiquity[/I] (Gdansk, 2015: 99-119). ЖЕНСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОСЫ Статус женщин и их весьма неопределенное положение в рамках римской судебно-правовой системы детально обсуждается в книге: T. A. J. McGinn, [I]Prostitution, Sexuality, and the Law in Ancient Rome[/I] (Oxford, 2003). О проблеме изнасилований см.: K. F. Pierce and S. Deacy, [I]Rape in Antiquity[/I] (London, 1997). О женском вопросе и методах его решения в поздней империи см.: A. Arjava, [I]Women and Law in Late Antiquity[/I] (Oxford, 1996). Сравнительно-исторический анализ мы находим в книге: L. Zedner, [I]Women, Crime, and Custody in Victorian England[/I] (Oxford, 1991). Религиозные преступления проанализированы в трудах: R. A. Bauman, [I]Impietas in Principem: A Study of Treason against the Roman Emperor with Special Reference to the First Century AD[/I] (Munich, 1974); C. Ando and J. Rüpke (eds), [I]Religion and Law in Classical and Christian Rome[/I] (Stuttgart, 2006). Применительно к поздней христианской империи много полезного сообщается также в работе: M. Gaddis, [I]There is no Crime for Those who have Christ: Religious Violence in the Christian Roman Empire[/I] (Berkeley, CA, 2005). О широко распространенной практике использования заклинаний, проклятий и прочих средств из арсенала черной магии и прямого обращения к языческим богам см.: E. Eidinow, [I]Oracles, Curses, and Risk among the Ancient Greeks[/I] (Oxford, 2007); J. G. Gager (ed.), [I]Curse Tablets and Binding Spells from the Ancient World[/I] (Oxford, 1992). Из последнего источника я взял примеры текстов проклятий и заклинаний против врагов. О нравах римлян, их конфликтности и склонности к насильственным методам решения любых межличностных проблем см.: M. Peachin (ed.), [I]The Oxford Handbook of Social Relations in the Roman World [/I](Oxford, 2011). Текст проклятия в адрес воров со стороны их жертвы по имени Маслик позаимствован из статьи: H. S. Versnel, «Punish Those Who Rejoice in Our Misery: on Curse Tablets and Schadenfreude» // D. R. Jordan, H. Montgomery, and E. Thomassen (eds), [I]The World of Ancient Magic[/I] (Bergen, 1999: 125—62, p. 128). Полный список астрологов и толкователей судьбы, приговоренных к изгнанию, см.: P. Ripat, «Expelling misconceptions: astrologers at Rome» [I](Classical Philology[/I] 106, 2011: 115–154). ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НРАВСТВЕННОСТИ О трактовках понятия «роскошь» и ограничениях на нее см.: A. Dalby, [I]Empire of Pleasures: Luxury and Indulgence in the Roman World [/I](London, 2000); A. Wallace-Hadrill, [I]Rome’s Cultural Revolution[/I] (Cambridge, 2008); A. Wallace-Hadrill, «The Senses in the Market-place: The Luxury Market and Eastern Trade in Imperial Rome» // J. Toner (ed.), [I]A Cultural History of the Senses in Antiquity[/I] (London, 2014: 69–89); E. Zanda, [I]Fighting Hydralike Luxury: Sumptuary Regulation in the Roman Republic[/I] (London, 2013); M. Zarmakoupi, [I]Designing for Luxury on the Bay of Naples: Villas and landscapes (c. 100 BCE — 79 CE) [/I](Oxford, 2014); а для сравнения с новейшими временами: D. Weir, [I]Decadence and the Making of Modernism[/I] (Amherst, MA, 1995). РИМСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ Тем, кто впервые заинтересовался римской системой государственного управления, лучше сразу начинать знакомство с нею с содержащей здравую сумасшедшинку книги Кита Хопкинса — истории современных «попаданцев» в римский суд в Помпеях: K. Hopkins, [I]A World Full of Gods: Pagans, Jews and Christians in the Roman Empire[/I] (London, 1999). Его же перу принадлежат и более академично выполненные труды, в частности о завоевании и порабощении народов: K. Hopkins, [I]Conquerors and Slaves[/I] (Cambridge, 1978). Хорошее введение в систему государственного управления Римской империей можно найти в книге: B. Levick, [I]The Government of the Roman Empire[/I] (London, 2000); описание и анализ методов государственного управления, практиковавшихся римскими имперскими властями, — в изданиях: W. Nippel, [I]Public Order in Ancient Rome[/I] (Cambridge, 1995); J. E. Lendon, «Social control at Rome» [I](Classical Journal[/I] 93, 1997: 83—8); C. J. Fuhrmann[I], Policing the Roman Empire: Soldiers, Administration and Public Order[/I] (Oxford, 2011). Кстати, в последней из этих работ утверждается, что именно для охраны правопорядка и поддержания общественного спокойствия на местах римские власти и практиковали размещение гарнизонов своих войск по городам и весям. В книге: S. H. Rutledge, [I]Imperial Inquisitions: Prosecutors and Informants from Tiberius to Domitian[/I] (London, 2001) детально исследовано всё, что касается деятельности государственных осведомителей [I](delatores),[/I] а в труде: R. S. Rogers, [I]Criminal Trials and Criminal Legislation under Tiberius[/I] (Middletown, CT, 1935) — практика уголовного преследования аристократии по обвинениям в измене с целью ее постановки под контроль властей. Идеология римского правления и роль закона в ее созидании анализируются в книгах: L. C. Colognesi, [I]Law and Power in the Making of the Roman Commonwealth[/I] (Cambridge, 2014); C. Ando, [I]Law, language, and Empire in the Roman Tradition[/I] (Philadelphia, PA, 2011). Впрочем, автор последней (Клиффорд Андо) в другом своем труде, [I]Imperial Ideology and Provincial Loyalty in the Roman Empire[/I] (Berkeley, CA, 2000), излишне, я бы сказал, оптимистичен, когда рассуждает о восприятии римского режима на местах. Для лучшего понимания характера взаимной любви между народом и императором см., например: P. Veyne, [I]Bread and Circuses: Historical Sociology and Political Pluralism[/I] (London, 1992: 295—6). ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ Лучшим введением в закон и право эпохи заката империи служит книга: J. Harries, [I]Law and Empire in Late Antiquity[/I] (Cambridge, 1999). Суть юридических инноваций, предпринятых первым христианским императором Константином, довольно сжато изложена в книге: J. N. Dillon, [I]The Justice of Constantine: Law, Communication, and Control[/I] (Ann Arbor, MI, 2012). Хорошим антидотом от излишнего оптимизма, навеваемого этой книгой, служат критические работы Р. Макмаллена об издержках избыточного регулирования — статья о судебном произволе: R. MacMullen, «Judicial savagery in the Roman empire» [I](Chiron[/I] 16, 1986: 43–62) и книга о чудовищной коррупции: [I]Corruption and the Decline of Rome[/I] (New Haven, CT, 1988) — как разрушительных факторах, подточивших силы Рима и предопределивших крушение империи. Более уравновешенная позиция отражена в книге: C. Kelly, [I]Ruling the Later Roman Empire[/I] (Cambridge, MA, 2004), где коррупция представлена в нейтральном свете — как фактор, позволявший функционировать весьма неэффективным механизмам системы государственного управления доиндустриальной эры. Именно у Келли детально проанализировано сочинение византийского бюрократа Иоанна Лида. Там же (в примечании 1 к с. 114) можно найти ссылки на различные прочтения и интерпретации рассказа об императоре Адриане и дерзкой просительнице. Насильственным преступлениям в поздней Римской империи посвящена книга Йенса-Уве Краузе: Jens-Uwe Krause, [I]Gewalt und Kriminalität in der Spätantike [/I](Munich, 2014), — однако в данном случае ее автор, и я настаиваю на этом, смотрит на происходившее там через розовые очки и явно занижает уровень насилия, имевшего место на закате античности. О неразберихе с учреждением и упразднением поста иренарха (аналога шерифа) см.: Hopwood, [I]Organised Crime,[/I] p. 192—3. О насилии среди простонародья рассказано в книге: T. E. Gregory, [I]Vox Populi: Popular Opinion and Violence in the Religious Controversies of the Fifth Century A. D.[/I] (Columbus, OH, 1979), а в более широком срезе — в сборнике: H. Drake (ed.), [I]Violence in Late Antiquity: Perceptions and Practices[/I] (Aldershot, 2006: 179-96), в который включена и отдельная глава о насилии на религиозной почве: B. Shaw, «Bad Boys: Circumcellions and Fictive Violence». Практика использования тайных агентов для поддержания общественного порядка обсуждается в статье: W. G. Sinnigen, «Two branches of the Later Roman Secret Service» [I](American Journal of Philology[/I] 80, 1959: 238-54). [/QUOTE]
Вставить цитаты…
Проверка
Ответить
Главная
Форумы
Раздел досуга с баней
Библиотека
Д. Тонер "Бесславие: Преступный Древний Рим"