В книгах древних алхимиков в различных вариациях повторяется история про тщеславного ученика, укравшего у своего учителя кусок «философского камня», с помощью которого тот превращал свинец в золото. Но все попытки ученика повторить превращение потерпели неудачу, из чего можно сделать вывод, что активное начало было заключено в самом алхимике, а не в «философском камне».
Эти рассуждения помогают отличить высшее «я» от низшего «я». Низшему «я» присущи примитивные животные устремления, оно восприимчиво к любому злу извне. Поэтому можно говорить об «аморальном эгоизме», когда человек никого не уважает и ни с кем не считается, привык использовать людей, как пешки, которыми легко пожертвовать. Импульсы низшего «я», обычно управляющие человеком и присущие его личности, могут быть совершенно аморальны. Импульсы бессознательного были определены Фрейдом как «эгоизм, достойный порицания».
Духовное «я», наоборот, – единственная абсолютно чистая часть нашего существа. Первейший долг человека в жизни – долг перед своим духовным «я», поскольку лишь выполнение этого долга позволяет выработать характер и волю, сублимировать страсти и достичь добродетели. Так человек осуществляет эволюционный замысел Создателя.
Высшая цель человека состоит не в совершении блага для других, а в следовании принципам высшего эгоизма, являющегося самым важным в иерархии жизненных ценностей и ставящего индивидуальную эволюцию на первое место. Это единственно правильный и ценнейший дар, который человек может передать обществу. «Дать» означает «отдать себя», и только человек, правильно и безупречно реализовавший себя, способен дать миру то, в чем мир действительно нуждается, а не то, чего требуют экономические или политические интересы времени.
Соммэр